Загадки Первомайского карьера

 

Решив в очередной раз, что суета, материальные приобретения и потери не имеют ничего общего с таким понятием, как смысл жизни, в последнее воскресенье лета мы оставили дома все нерешенные бытовые проблемы и отправились на поиски нового и неизвестного. А где в Крыму самая большая концентрация тайн и загадок? Ответ однозначный – это Первомайский шток. Наш энтузиазм подогревался и звучащим как звон пиастров новым словом «джулголдит», и вступлением в неформальный клуб фанатов Первомайки Анатолия Витальевича Касаткина, специалиста мирового уровня. В мечтах о невероятных находках незаметно пролетело время в пути, и вот нас уже встречает Саша, строгий смотритель и знаток здешних богатств.

Контуры карьера в этом году постоянно меняются. Вот и сейчас пришлось привыкать к его новой географии после очередного взрыва. Все разбрелись и погрузились в свои излюбленные занятия. Пока Александр Клименко штурмовал неприступные обрывы,

 

Если душа родилась крылатой —

         Что ей хоромы и что ей хаты!

 

Настя с комфортом предалась чтению, не обращая особого внимания на подвиги наших мужчин-эквилибристов.

 

 

 

 

Одна из последних неожиданных находок этого сезона – вот такой своеобразный пренит в виде сталактитов, напоминающий халцедон.

Но Анатолий Витальевич уже надежно определил эти натеки как железосодержащий пренит.

 

 

Странно, что раньше такой пренит здесь решительно не встречался.

На этом небольшом участке мирно сосуществуют два гмелинита: Гмелинит-Ca и гмелинит-Na.

Даже для этого месторождения гмелинит – редкая находка. В последнее время нам попадается натриевая разновидность, менее эффектная на вид, но, видимо, более ценная.

 

 

Набродившись вдоволь по своим маршрутам, надышавшись тишиной и одиночеством, в конце дня вся небольшая компания собралась вместе у остатков легендарной, некогда вертикальной, а теперь после многочисленных взрывов и работы техники горизонтальной кальцитовой жилы. С этой жилой связаны находки датолита, чрезвычайно редкой для этого места киновари,

 

 

вот таких симпатичных прозрачных пренитов и гиролитов,

 

 

и других минералов. На этот раз к жиле нас привел Саша-сторож. У него, как и у каждого из нас, есть заветная мечта. И мечта эта – найти новый минерал в этом карьере.  Давно уже придумано название в честь его маленькой дочки, умницы и отличницы Амины. Аминитом уже последовательно побывали и зеленый кальцит, и пластинчатый гиролит, и золотистый феррисапонит. В этот день в поисках все ускользающего аминита мы с энтузиазмом раскапывали небольшой участок белой глины в узкой расщелине. Вот когда и мужская часть нашей команды по достоинству оценила преимущества такого инструмента, как отвертка. Теперь все терпеливо дожидались своей очереди, чтобы хоть немного с ее помощью покопаться в глине.

 

 

 

Результатом этих раскопок стали бугристые белые шарики, чем-то напоминающие цветную капусту, которые мы азартно извлекали из этой пластичной белоснежной субстанции, мгновенно растворяющейся в воде. Боюсь, они также не состоятся как аминит, а вот что это на самом деле – узнаем после того, как некоторые из них попадут в Москву к Анатолию.

 

 

 

 

Та же судьба ждет и эти трудноописуемые участки в уже голубых глинах.

 

 

 

А карьер ждут большие перемены: скоро его будут углублять, появится еще один горизонт. В связи с этим надеюсь, что этот краткий отчет – не последний. 

Комментарий Анатолия Витальевича Касаткина:

Кстати, по поводу новых минералов. Не хочется расстраивать Вашего замечательного сторожа, но шансов назвать новый минерал, даже если мы его найдем, аминитом, практически никаких. То есть назвать-то мы его так можем, но Комиссия ММА никогда не утвердит это название. Я-то как раз сторонник того, чтобы называть новые минералы именами живущих достойных людей, и среди моих минералов большинство названы именно так. Но все эти люди так или иначе имеют отношение к минералогии - коллекционеры, нашедшие камень, ученые, работающие по данной тематике, кураторы минер.музеев и т.д.
Есть такой минерал из Македонии симонит, утвержден в 1982 году и назван по имени сына первого автора - мальчика (в то время) Симона. Сейчас такая ситуация невозможна. Комиссия голосует отдельно сам минерал, и отдельно его название, и это название должно быть объяснено и иметь отношение к минералогии. Если такого отношения не просматривается, Комиссия просто забракует название и попросит авторов переименовать минерал. Единственный вариант назвать минерал аминитом - если девочка Амина сама найдет камень, в котором впоследствии будет найден новый минерал. Но и в этом случае нужно будет предложить какое-то другое название (например, производное от фамилии), так как уже существуют амминеит и амминит, и Комиссия забракует аминит уже по причине совпадения произношений. Вот такие у нас сложные правила...

Что касается присвоения минералам имен в настоящее время есть несколько вариантов присваивания новым минералам имен.
1. По месту (месторождение, близлежащий географический объект, город, страна и т.д.), где он был найден. Например, из минералов родного Вам Крыма - сантабарбараит (район Санта Барбара в Италии), анапаит (Анапа), кутногорит (Кутна Гора в Чехии) и т.д.

2. В честь каких-то людей, так или иначе причастных к новому минералу (это может быть коллекционер, нашедший камень - например, кьяппиноит-(Y) назван в честь итальянского любителя камня Луиджи Кьяппино, собравшего образцы с новым минералом; эксперт, работающий по данной проблематике - например, урановый сульфат плашилит (я один из его авторов) мы назвали в честь Якуба Плашила, ученого из Праги - эксперта по минералогии урана, а ванадат кобальта карпенкоит (я там первый автор) - в честь В.Ю.Карпенко из Музея Ферсмана, специалиста по минералам ванадия; и т.д.). Это могут быть как живые люди, так и какие-то исторические персонажи. Например, агриколаит чешские ученые назвали в честь немецкого ученого 15-16 века Георгия Агриколы, считающегося "отцом минералогии".

3. В честь какого-то научного учреждения или института, "причастного" к открытию минерала. Например, толбачикский минерал ивсит назван в честь Институт вулканологии и сейсмологии РАН г. Петропавловск-Камчатский, а минерал из Чили йоханнеумит, открытый в 2011 году австрийскими учеными - в честь музея "Йоханнеум", г. Грац, Австрия, отметившего в том же году свой 200-летний юбилей.

4. По входящим в химсостав минерала элементам. Например, батисивит - барий-титан-силициум (кремний)- ванадий. Или накафит - натрий-кальций-фосфор...

5. Обыгрывая какие-то физические, структурные и другие особенности нового минерала. Обычно в этой связи используется греческий язык или латынь. Например, еще один минерал с Толбачика сангвит назван так за свой кроваво-красный цвет - sanguis по латыни - кровь. А меланарсит из того же Толбачика - это арсенат черного цвета ("меланос" по гречески черный, к которому добавляется "арс" от арсената). Наконец, еще один толбачикский минерал диоскурит (мне первому посчастливилось его обнаружить в образце из фумаролы Арсенатная) Игорь Пеков назвал в честь братьев-близнецов Кастора и Полидевка Диоскуров, знаменитых античных героев древнегреческой мифологии. Причина в том, что, как выяснилось в ходе работы над новым минералом, диоскурит образует два политипа - ромбический и моноклинный, причем они тесно срастаются друг с другом, и определить их можно только путем хорошего рентгена. Как и братья Диоскуры - визуально неразличимые, но принципально разные по характеру, увлечениям, спортивным и иным достижениям, политипы диоскурита визуально неразличимы, но принципиально разнятся по симметрии, параметрам ячеек и порошкограмме.
Существуют и другие основания присваивания минералам новых имен, но эти наиболее распространенные.

 

 


Другие статьи