Подводя итоги. Год 2018.

 

Ушла в небытие осень, с достоинством выполнив все свои задачи: пролила все дожди, сорвала все листья с деревьев и ветрами сдула их в море. Хаотичное метание опавшей листвы по севастопольским улицам и переулкам чем-то напоминало Париж с его желтыми жилетами. Роль полиции в данном случае выполняли дворники. Город вошел в зиму  проветренный, чистый и звонкий, как православный храм перед праздником. Корабли в бухтах исчезли в клубах пара, а кромка воды на пляжах вместо пены покрылась тонкими кристалликами льда.

 

 

Торжественно проплыли последние осенние тучи. И небо, и море, и степь, и горы затихли в ожидании зимы.  Животный мир тоже как смог подготовился к смене времени года. Многочисленные бухты и бухточки степенно и уверенно оккупировали утки и лебеди, вытеснив на крыши домов крикливых чаек. А люди занялись своим любимым делом: стали подводить итоги года и строить планы на будущее.

 

 

Прошедший год не был щедр к крымским камнелюбам. Но все же нам удалось буквально вырвать у него несколько прекрасных образцов. Впервые в истории Первомайского карьера были обнаружены такие крупные идеально ограненные кристаллы анальцима с включением актинолита-ферроактинолита размером до 5 см.

 

 

 

Самый конец года порадовал вот такими прозрачными голубыми анальцимами на подложке из кварца и пренита.

 

 

 

А вот эти  анальцим с включением пирита вполне можно использовать для изучения кристаллографии.

 

 

Стильбит в Первомайском карьере редок. За несколько прошедших лет была лишь пара находок мелких желтоватых кристалликов, и эти находки считались большой удачей. Прошедший же год подарил несколько просто огромных (в нашем понимании) полупрозрачных расщепленных кристаллов размером до 3см.

 

 

Как всегда неотразимы редчайшие для этого карьера зеленые кристаллы апофиллита, обязанные своим цветом включениям актинолита. Каждая такая находка – большое событие.

 

 

Мы привыкли к снежно-белому цвету окенита, но в этом году впервые попался и такой изысканный красавец непередаваемо-сложного цвета. Пока это единственная находка.

 

 

 

Пренит также радовал разнообразием форм и расцветок.

 

В наступившем году визиты в Трудолюбовку станут еще более проблематичными. Карьер работает без выходных, последовательно отрабатывая заказы на строительство Крымского моста, трассы «Таврида», а теперь еще и набережной в Евпатории.

Еще более сложная история с Петропавловским карьером в окрестностях Симферополя. В связи с близостью жилья там пришлось изменить способ добычи, отказаться от взрывов. Теперь камень мельчат при помощи гидромолота. В результате в наш последний осенний визит в этот карьер мы ковыряли там только пыль и грязь. Тем приятней вспомнить, возможно, последние удачные находки июля прошлого года – гроздья прозрачного кальцита, украшенные розово-оранжевыми столбиками ломонтита.

 

 

Майский блиц-визит на Биостанцию у подножья Карадага также добавил пару новых названий в музейный кадастр минеральных видов Крыма – клиноптилолит и  ферросапонит.

 

 

 

А вот как выглядят карадагские мезолиты после освобождения от кальцита.

 

Фото Дмитрия Домнина

 

К тому же море расщедрилось и перед самым отъездом одарило нас парой сердоликовых галек. Это был явно завлекающий жест.

 

 

 

В этом году надо обязательно вернуться на Кузьмичевы камни, но перед этим заехать в Судак с его неповторимыми небесно-голубыми целестинами.

 

 

Немного подросла в прошлом году и коллекция крымских агатов. Вот как выглядят агаты Фиолента. Жаль, что нет возможности добраться до их проявления, это место прочно заняли военные.

 

 

 

Эта желто-коричневая полированная пластина – единичная находка при строительстве еще старого аэропорта в 60-е годы.

 

9см

 

Ну и чтобы закрыть крымско-агатовую тему, новые Кизиловские находки.

 

 

Многим эти находки не покажутся значительными, но нам они дались нелегко. Не будем же критиковать мать-природу и науку геологию. Вспомним лучше школьную программу и незабываемые строчки нашего поэта-трубача:

 

  Слушайте,

 национальный трутень, —

день наш

 тем и хорош, что труден.

Эта песня

 песней будет

 наших бед,

 побед,

 и буден.

 


Другие статьи