Охотники за цеолитами
Екатерина Великая называла Крым жемчужиной в короне Российской империи. Смело используя этот красивый образ, провозглашаем Первомайский карьер жемчужиной крымской минералогии. Не согласятся с этим утверждением разве что наши доблестные керченские старатели. Не будем с ними спорить и выделим для Керченского полуострова еще одну крупную жемчужину. Если же говорить о Первомайке, то разнообразие и красота редких минералов этого карьера не перестает удивлять. Меньше чем за год кадастр минеральных видов Первомайского штока увеличился с 20 до 46. Произошла эта тихая революция не сама по себе, а благодаря тому, что за изучение местных образцов взялся Анатолий Касаткин, за что ему от всех крымских камнелюбов и рудознатцев респект и благодарность. Вот и на день геолога порадовал нас Анатолий: оказывается, еще в 2013 году Евгений нашел здесь моттрамит!
Так бы и лежал он на полке под скромным названием «малахит», если бы не попал в Москву на диагностику. Воодушевленные новыми научными перспективами, в надежде открыть как минимум новые месторождения ванадия и свинца, мы с Евгением отправились на наш любимый карьер. Недавно здесь был взрыв, и большой участок западного борта превратился в однообразную серую массу разнокалиберного щебня, покрытую толстым слоем пыли. Поначалу мы бодро начали свои маршруты по этой дышащей и уходящей из-под ног поверхности.
В какой-то момент огромный, на вид вполне устойчивый, камень поплыл у меня из-под ног, увлекая за собой грохочущий камнепад. Если раньше я тщательно вымеряла каждый свой шаг, то сейчас не разбирая дороги большими прыжками помчалась прочь от бушующего каменного потока Тут произошло еще одно странное явление. Время как бы остановилось, т.к. невероятно быстро из-за скалы показалась Женина голова. По моим расчетам он должен был быть в этот момент в другом конце карьера. Выражение его лица говорило о том, что он явно уже не рассчитывал застать меня в живых. Очень хороший повод для привала и чаепития. За чашкой крепкого чая мы немного поговорили о технике безопасности. Обсуждение свелось к тому, что если кому-то в следующий раз не повезет, то оставшемуся надо сделать все возможное, чтобы не подвести Сашу-сторожа. План был разработан очень быстро. Чтобы понять друг друга, много слов не надо. Много слов надо — чтобы не понять. Вскоре мы продолжили поиск. Процесс поиска состоит в том, что надо очень внимательно всматриваться в однообразный серый курумник и проверять любое цветовое пятно.
Непонятные красные точки
Очень скоро пришло осознание того, что сегодня не наш день. Ни огромных миарол с букетами новых минералов, ни зеленых гроздьев пренита, увенчанных сверкающими апофиллитовыми коронами, ни поразительно правильных, как бы подсвеченных изнутри кристаллов анальцима, ни даже вездесущего кальцита – ничего кроме однообразной серой породы не принес этот взрыв. Все, что мы обнаружили в этот день, оказалось абсолютно недоступно для нас. Например, эта метровая полость осталась дожидаться гидромолота или другого подобного инструмента.
А с нависающих стенок с высоты в несколько метров в полной безопасности наблюдали за нашими страданиями вожделенные минералы.
Контуры карьера постоянно меняются. Меняются и его окрестности. Полностью исчез коралловый риф Мелового периода, который многие годы привлекал любителей палеонтологии. Теперь это предприятие по добыче известняка. Миллионы лет покоились тут наутилусы, двустворки, аммониты и креветки, и исчезло все это великолепие меньше чем за год.
В полном безразличии к людским проблемам наблюдал за нашими передвижениями Первомайский карьер. Вот он у наших ног, такой небольшой и на вид доступный, но полный тайн и загадок. Какие открытия готовит он нам к следующей встрече?
Находки этого дня:
Пренит, апофиллит, кальцит, ломонтит
Ломонтит, кальцит
Апофиллит, кальцит, пумпеллиит (серые шарики)
Ломонтит, кальцит, пумпеллиит, окенит
?
Кристалл анальцима, ломонтит, кальцит
Датолит, кальцит
?
?, гмелинит
Другие статьи