«…Это были Курцы — старое поселение украинцев, высланных сюда Екатериной II за «непослушание». Там, среди степей, возвышалась гора, которая казалась почти наполовину срезанной громадной каменоломней.
Это место мы посещали много, много раз, может быть, раз 20–30 подряд. Уже взрослыми гимназистами мы с рюкзаком за спиной не раз посещали эту замечательную каменоломню, которая дала так много прекрасных минералов музеям Советского Союза.
Здесь, в трещинах твердого вулканического камня, лежали листы природного каменного картона. Вымываемые поверхностными водами, нежными волокнами протягивались нити этого необыкновенного крымского минерала. Мы собирали его пудами и грузили на маленькую телегу, запряженную парой лошадей. К удивлению рабочих, помогавших нам в погрузке, мы тщательно завертывали в бумагу наиболее ценные породы, а дома на большом столе устраивали выставку. Даже старшие дивились этому камню и не могли придумать ему названия.
Прошло больше двадцати лет со времени этой находки. И в толстой книге, изданной Академией наук в 1913 году под длинным, трудно запоминаемым названием, я впервые описал этот замечательный камень, включив его в группу палыгорскита.
Но в детские годы это был для нас просто каменный картон. И нас он интересовал так же, как тонкие, ломкие иголки люблинита, ярко-зеленые кристаллики эпидота, красивые розовые сростки уэльсита, зеленые корки пренита.
Сколько новых названий, новых минералов, новых диковинок дали нам Курцы!
Мы работали там по определенному плану: каждый кусочек скалы мы изучали и обследовали, как любимый участок сада. Глаз привыкал к взаимоотношениям цветов, редчайшим мелочам строения, к самым тонким жилкам, мельчайшим кристалликам. Мы даже пытались зарисовывать эти природные богатства. На наших рисунках они выходили грандиозными, кристаллы вырастали в дивные кристаллические щетки, и все делалось невероятно большим, прекрасным, ярким. Воображение наше усиливало все то, что давала сама природа…»
Так описывает Курцовскую каменоломню Александр Евгеньевич Ферсман. Впервые я порадовалась, что его уже нет с нами, и он не видит того убожества и запустения, в которое превратилось это некогда прекрасное место. Каменоломня давно заброшена и превращена в мусорную свалку. Село Украинка, бывшие Курцы, также не вызывает оптимизма, многие дома покосились, везде грязь и запустение. На краю карьера стоит одинокий домик, вызывающий ассоциации с песней Высоцкого:
Что за дом притих, погружен во мрак,
На семи лихих продувных ветрах,
Всеми окнами обратясь во мрак,
А воротами - на проезжий тракт.
Но несмотря ни на что, сама мысль о том, что здесь начинал свой жизненный путь великий труженик и великий романтик Ферсман, поднимает настроение и заставляет с уважением разглядывать серые скалы и груды щебня.
Итак, наше первое знакомство с Курцами произошло 19 августа 2012 года. Приехали мы туда во второй половине дня, времени у нас было немного, да и погода подкачала – периодически шел довольно сильный дождь. Почему-то в литературе этот бывший карьер называют каменоломней, и в моем представлении каменоломня именно так и должна выглядеть. Интересно, каким способом тут добывали камень? Ясно прослеживаются остатки трех горизонтов, нулевой горизонт превращен в болото. Уступы крутые и высокие, сложены серым диабазом. Но нас интересовали описанные Ферсманом редкости – цеолиты, пренит, палыгорскит. Палыгорскит увидели сразу.
Вся порода буквально прочерчена тонкими ровными трещинами, выполненными этим минералом.Но вот вопрос: что это за плоские листы твердого и хрупкого минерала – тоже палыгорскит?
В раздувах трещин иногда встречается кальцит в рубашке из ломонтита.
В щебенке подобрали еще и темно-красные звездочки. Что это – тоже ломонтит?
Продолжение следует…
Что-то слабовато вы съездили в Курцы. А где же гмелинит, филлипсит – лучшие в СССР? Посмотрите http://geo.web.ru/druza/L-Krym.htm Надо бы вашей группе тщательней вести поиски. Хотя, для первого знакомства, да еще и неспециалистам, простительно. Иван Станиславович
На справедливые замечания нашего читателя Ивана Станиславовича ответить пока нечем. Он прав. Надеемся исправиться и в следующие поездки в Курцы разыскать указанные редкости. Хотелось бы также получить фото образцов с этого замечательного места. Со временем можно сделать фотоальбом по минералогии Курцов, собрав фото всех описанных там минералов. Сегодня же публикуем уникальный и никогда ранее не публиковавшийся материал по минералогии Северной Курцовской каменоломни, который нам любезно предоставил наш эксперт Александр Тищенко:
"В окрест. с. Украинка (бывшее Курцы) есть несколько карьеров: 1) Северный Курцовский карьер (северная окраина села), заброшен; 2) Южный Курцовский карьер (южная окраина села), заброшен и 3) два карьера – северный (заборшен) и южный (работает) Курцовского м-ния диабазов (они находятся примерно в 0,5 км южнее Южного Курцовского карьера.
Вы были в Северном Курцовском карьере. Туда давно уже сбрасывается хозяйственно-бытовой мусор и карьер превращен в свалку. Ходить там можно поздней осенью – ранней весной, хоть не воняет…
Итак - Северная Курцовская каменоломня (= Северный Курцовский карьер, = карьер возле школы, = эруптив в 200 саж. к северу от дер. Курцы) – разрабатывалась пластовая интрузия альбитизированных диабазов (средняя юра), которая в краевых частях сложена альбитизированными микродиабазовыми порфиритами. Магматические породы прорывают дислоцированные флишеподобные породы таврической серии (верхний триас-нижняя юра) и перекрыты органогенно-обломочными известняками нижнего мела (валанжин – нижний готерив). Контактовые изменения пород таврической серии (окварцевание, ороговикование) проявлены слабо. В зонах дробления развиты гидротермальная жильная минерализация, зона окисления слабая //
Антраксолит– смоляно-черные асфальтоподобные зерна до 0,5 см и тонкие прожилки в гидротермальных жилах;
Альбит- пластинчатые полупрозрачные кристаллы до 0,2 см;
Анальцим– корочки или отдельные кристаллы на альбите или более ранних цеолитах; кристаллы тетрагонтриоктаэдрического габитуса, молочно-белые либо водяно-прозрачные бесцветные размером до 1,0 см., (!)одни из лучших в Крыму
Анкерит- отмечен в составе полиминеральных прожилков (кальцит, доломит, палыгорскит);
Барит- пластинчатые желтоватые, молочно-белые, голубовато-серые или бесцветные прозрачные слабо расщепленные кристаллы до 2,0 см, их сростки в известняках нижнего мела; кристаллы часто трещиноваты, пропитаны пленками гётита;
Брошантит- сферолиты размером до 0,1 см и их сростки темного, изумрудно-зеленого цвета на поверхности магматических пород, (!)вторая находка в Крыму, очень редок;
Галлуазит- описан в виде прожилка в магматических породах, диагностические константы минерала не приведены (Коптева, 1955);
Гейландит-Са- выделяется две генерации гейландита. Гейландит-I устанавливается микроскопически в ассоциации с кварцем, пренитом и кальцитом. Гейландит-II образует тонкие поликристаллические корочки (псевдоморфозы облекания) на прените, кальците ранних генераций. Иногда корочки гейландита наблюдаются на кристаллах кварца и ломонтита. Корочки состоят из светло-желтоватых или розоватых прозрачных кристаллов размером до 0,3 см. На кристаллах гейландита обнаружены грани простых форм b{010}, c{001}, t{201}, s{-201}, m{110} (по установке Hintze, 1897). Часто очень сильно развиты грани формы m{110} при очень слабом развитии форм t{201}, s{-201}, при этом кристаллы из Северного Курцовского карьера по облику приближаются к кристаллам типа «бомонтита» из Мэриленда (Hintze, 1897). Кристаллы прозрачные, часто образуют гипопараллельные сростки по (010), иногда блочные, слаборащепленные. Химический состав не изучен, вероятней всего, является гейландитом-Са;
Гëтит– пленки, корки, псевдоморфозы по сульфидам;
Гмелинит-Са- хорошо ограненные кристаллы размером до 0,8 см кирпично-красного цвета или зональные кристаллы розового цвета. На кристаллах гмелинита развиты грани форм c{0001}, m{10-10}, ρ{01-11}, r{10-11}(Ферсман, 1905, Шкабара, 1940). Гмелинит более ранней генерации образует кристаллы со слабо развитыми гранями формы c{0001} в отличие от кристаллов гмелинита более поздней генерации с хорошо развитыми гранями c{0001}. Наблюдались двойники прорастания. Кристаллы гмелинита часто зональные, с яркой кирпично-красного цвета внутренней частью и розовой периферией кристаллов.
Химический состав (Шкабара, 1940): 1) внутренняя часть кристаллов - SiO2-48,84; Al2O3+Fe2O3-17,36; СаО-9,93; MgO-0,65; K2O-2,22; Na2O-0,26; H2O-21,27; сумма-100,53. 2) внешняя часть кристаллов - SiO2-49,39; Al2O3+Fe2O3-18,43; СаО-9,20; MgO-0,39; K2O-2,08; Na2O-0,34; H2O-18,82; сумма-98,65. Впервые в Крыму обнаружен в Северном Курцовском карьере в 1904-1905 гг. А.Е. Ферсманом. Образцы гмелинита из Северного Курцовского карьера – одни из лучших в бывшем СССР.
Доломит- в составе полиминеральных (кальцит, доломит, палыгорскит) жил;
Кальцит- выделяется две генерации кальцита (Ферсман, 1909): кальцит-I – кристаллы псевдокубического облика, часто покрыты коркой гейландита (псевдоморфозы облекания), обычно в разной степени, иногда – нацело, растворены; кальцит-II – сплошные кристаллически-зернистые массы, в пустотах – кристаллы до 1,0 см;
Каолинит - псевдоморфозы по филлипситу и уэлльситу
Кварц - сильно вытянутые по оси Z призматические кристаллы с преобладанием одного ромбоэдра;
Клинохлор(?) - хлорит, близкий к железистому клинохлору (Бейлис, 1975) или делесситу, отмечался в смеси с селадонитом в виде псевдоморфоз светло-зеленого цвета с голубоватым оттенком по прениту; мономинеральных псевдоморфоз от темно-зеленого до почти черного цвета по прениту (делессит-I); сферолитов до 0,2 см темно-зеленого цвета на корке гейландита, на кристаллах кварца (делессит-II), в виде включений в прените и кристаллах кварца; химически не изучен;
Лангит- ярко-голубой, порошковатый, (!) – первая находка в Крыму и Украине;
Ломонтит- жильный (ломонтит-кальцитовые или мономинеральные жилы), лучистые агрегаты белого, розового и красноватого цвета, несовершенные толстопризматические кристаллы красновато-розового цвета до 7,0 см в крупнокристаллическом кальците (! – максимальный размер для кристаллов ломонтита крымских местонахождений), реже – хорошо образованные призматические кристаллы до 2,0 см;
Магнетит - акцессорный минерал магматических пород; более редок в виде гнезд черных блестящих октаэдрических кристаллов размером до 0,2 см в трещинах магматических пород; (!) - образцы с визуально видимыми кристаллами магнетита в магматических породах окрестностей Симферополя известны только из Северного Курцовского карьера;
Малахит– корки, сростки игольчатых кристаллов до 0,5 мм;
Манганит(?) – дендриты, не изучен;
Натролит- радиально-лучистые агрегаты в составе жильной гидротермальной минерализации (Минералог. музей им. А.Е. Ферсмана, обр. № 41414, М.Н. Шкабара, 1939 г.);
Опал- отмечен в качестве примеси вместе с магнезиальным кальцитом в сталактите палыгорскита (Супрычев, 1961), диагностические свойства минерала не приведены;
Палыгорскит- плотные спутанно-волокнистые «картоноподобные» агрегаты в составе палыгорскит-карбонатных жил до 10,0 см мощностью и простиранием в первые метры. Необычный сталактит палыгорскита был обнаружен в трещине диорита в 1956 г. в Северной Курцовской каменоломне (Супрычев, 1961). Сталактит имел правильную цилиндрическую форму длиной около 60 см (средний диаметр составлял 10,8 см). Сталактит практически полностью был сложен волокнистым агрегатом палыгорскита с небольшой примесью магнезиального кальцита и опала.
Химический состав (в вес. %): SiO2 – 58,42; Al2O3 – 13,51; MgO – 7,45; FeO – 1,40; H2O- - 8,50; H2O+ - 10,68; сумма – 100,99 (после сплавления и пересчета на 100 по методу В.С. Соболева с исключением части СО2, СаО и MgO). Спектральным анализом установлены примеси Mn, Ti, Ba, V, Be, Cd, Ga, As. Эмпирическая формула: Mg0,79Fe0,09Al1,14(OH)2[Si4,2O10]•3,60H2O.
Пирит– кубоктаэдрические xls до 0,5 см;
Пренит- сферолитовые корки, агрегаты расщепленных пластинчатых кристаллов до 0,5 см серого или зеленовато-серого цвета;
Селадонит- вторичный минерал, развивается псевдоморфно по темноцветным минералам магматических пород.
Тенардит- сезонные легкорастворимые порошковатые агрегаты светло-серого и белого цвета на поверхности магматических пород.
Филлипсит-Са– кристаллы до 0,8 см, их сростки, корки кристаллов; кристаллы всегда сложно сдвойникованы по нескольким законам и имеют псевдопирамидально-призматический вид, кристаллы бесцветные прозрачные, полупрозрачные, желтоватые до светло-серых (бедные или не содержат BaO), розовые до оранжевато-красных («уэлльсит», содержат 4,84 – 4,95% BaO).
Впервые в карьере найден в 1905 г. А.Е. Ферсманом, находка здесь «уэлльсита» была второй в мире после его находки в 1897 г. в месторождении Бак-Крик (Северная Каролина, США). Кристаллы «уэлльсита» из Северного Курцовского карьера были одними из лучших в бывшем СССР.
Халькопирит - вкрапленность зерен до 0,3 см;
Хризоколла - ярко-голубые и смоляно-черные (т.н. лампадит) пленки и тонкие скорлуповатые корки в кальцит-ломонтитовых жилах;
Шабазит – кристаллы до 0,5 см.
Основная литература
Коптева В.В. Месторождения цеолитов в районе Симферополя // Труды МГРИ. – 1955. – т.28. – С. 51-58.
Супрычев В.А. Сталактит палыгорскита из окрестностей Симферополя // Минералог. сб. Львов. геол. общ-ва при ун-те. – 1961. - №15. – С. 343-349.
Ферсман А.Е. К минералогии Симферопольского уезда // Изв. Императ. АН. – М.: 1907. – Серия 6. - №9. – С. 247-260.
Ферсман А.Е. Материалы к исследованию цеолитов России. 1. Леонгардит и ломонтит из окрестностей Симферополя // Труды Геолог. музея им. Петра Великого Имп. АН. – 1908. – СПб., 1909. – т.2. – вып. 6. – С. 103-150.
Ферсман А.Е. Материалы к исследованию цеолитов России. 2. Уэлльсит из окрестностей Симферополя и его парагенезис // Труды Геолог. музея им. Петра Великого Имп. АН. – 1909. – СПб., 1910. – т.3. – вып. 5. – С. 129-183.
Ферсман А.Е. Об уэлльсите и цеолитах Крыма // Дневник XII съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве. – 1910. - № 10. – С. 483 – 484.
Четвериков С.Д., Фиолетова А.Ф. Селадонит из Коктебеля (Крым) // Докл. АН СССР. – 1935, нов. серия. – т.2. - № 3-4. – С. 269-272.
Шкабара М.Н. К цеолитам Крыма // Докл. АН СССР. – 1940, нов. серия. – т. 26. - № 7. – С. 667-669.
23 августа 2012 года
Другие статьи