Немного солнца в холодной воде

 

Как в море льются быстро воды,

Так в вечность льются дни и годы.

Гаврила Державин

 

 

Время проходит, и это не изменить. Прошлое растет как снежный ком, а будущее  стремительно тает. В этой связи думаешь уже не о скорости, а об ускорении. Этот феномен – ускорение течения времени – замечали все, но никто не объяснил. Почему в детстве время течет плавно и торжественно, а к старости  разгоняется до неприличия?  Господа ученые философы – ау! Где ваши гипотезы и теории? Объясните простым смертным, куда ускользает время, да еще так быстро! Молчит наука. Вот и приходится каждому в этих условиях действовать самостоятельно. Но что сможет сделать один человек или даже группа? Правильно – провести эксперимент. В этом году осень в Крыму пролетела необычайно быстро, сейчас даже кажется, что ее и вовсе не было. Когда успели пожелтеть все эти листья и созреть плоды? Деревья стоят голые, отбрасывая зимние кружевные тени. С целью хоть как-то затормозить последние часы календарной осени, мы решили в последний день ноября совершить поездку по щебеночным карьерам центрального Крыма. Для этого вояжа были выбраны наши любимые карьеры: Петропавловский  и Южный Курцовский в окрестностях Симферополя и Первомайский в селе Трудолюбовка. Вот как описывает сложные процессы минерализации, происходившие в этих интрузивах миллионы лет назад, профессор МГУ и друг нашего музея Эрнст Максович Спиридонов:

«Все эти карьеры вскрыли однотипные мелкие интрузивные тела кварцевых (микро) габбро-норит-диоритов и (микро) габбро-норит-долеритов среднеюрского раннебайосского Первомайско-Аюдагского интрузивного комплекса. Эти интрузивы вместе с окружающими осадочными и вулканическими толщами (шаровые лавы средней юры вскрыты в одной из стенок Петропавловского карьера) испытали значительное на 3-6 км погружение и захвачены низкотемпературным = низкоградным метаморфизмом в условиях цеолитовой фации (выросли анальцим..., затем ломонтит), далее при дальнейшем погружении - в условиях пренит-пумпеллиитовой фации (анальцим и ломонтит были замещены пренитом...; большая часть пород содержит рассеянную, местами обильную, вкрапленность и гнёзда пренита, пумпеллиита, альбита, клиноцоизита, актинолита, хлорита, эпидота....). В дальнейшем всё это всплывало и в гнёздах и прожилках последовательно наросли агрегаты и скопления пренита с пумпеллиитом и без него, с актинолитом и без него, далее - гиролит с актинолитом, окенит с актинолитом, апофиллит и гидроксилапофиллит с актинолитом, датолит с актинолитом, далее эти же минералы без актинолита, затем бабингтонит, ломонтит, стильбит...и прочие цеолиты вплоть до позднейших анальцима и филлипсита, затем пылыгорскит и масса иных. Где-то с ними - пирит (если рядом осадочные породы, которые метаморфизовались вместе с интрузивными породами и поставляли серу) или лепидокрокит - гётит - гематит, красящие цеолиты в розовый, жёлтый, красные цвета. Вся эта история закончилась примерно к концу юры, поскольку окатанные валуны и галька метаморфизованных пород находится в конгломератах с возрастом, пограничным между поздней юрой и ранним мелом».

 

 

Первая остановка – Южный Курцовский карьер. В ослепительных лучах утреннего солнца вся его каменная громада сверкала и искрилась от инея. Картину дополняло абсолютно безоблачное чистейшей голубизны небо и тишина, которую не нарушал даже работающий вдали бурильный станок. В южной части карьера появился новый горизонт, но в северной ничего не изменилось с нашего прошлого приезда. А вот и первые в этом году покрытые льдом лужи.

 

 

 

 

Севернная часть карьера

 

 

Сезонные сульфаты

 

Палыгорскит

 

Доломит? Образец из Южной части.

 

Солнце поднималось, и все это ледяное великолепие растаяло у нас на глазах. К нашему приезду в Петропавловский карьер ото льда и инея не осталось и следа. Карьер не работает, т.к. им запретили добывать щебень буро-взрывным способом: слишком близко к карьеру находятся деревенские дома.

 

Петропавловский карьер

 

 

 

 

 

Кальцит

 

Сегодня карьер как бы оцепенел в ожидании больших перемен в технологии добычи. Мы с Женей бодро принялись за разборку одной из многочисленных кальцитовых жил, и сразу же обнаружили довольно крупный обломок кристалла прозрачного барита. И тут же появились довольно вежливые, но решительно настроенные охранники. Оказывается, наши перемещения увидел кто-то из руководства. Пришлось сворачивать поиски, и мечты об огромных прозрачных баритах так и остались мечтами. Как жаль, что наши поиски окружающим кажутся пустым времяпрепровождением и никому не нужной блажью.

Один из немногих, кто проникся нашим азартом поиска – это наш друг Саша с Первомайского карьера. Благодаря ему и другие рабочие на этом карьере стали с интересом смотреть себе под ноги, складывают иногда у его сторожки непонятные камни, в большинстве своем кальциты. В этом году карьер не порадовал нас обилием новых прекрасных образцов. Но все там уже готово к взрыву. Будем надеяться на удачный следующий год.

 

Первомайский карьер

 

Наши славные добытчики - Алексей и Евгений

 

Пирит, гетит. Пластина 26 см

 

Окенит

 

И тут настал момент опять вспомнить о нашем эксперименте с течением времени. Приходится признать, что никакие усилия не заставят время двигаться медленней. Не успели мы оглянуться, как тени стали стремительно удлиняться, солнце вдруг совершенно неожиданно оказалось очень низко у горизонта. Не прошло и нескольких минут, как оно скрылось за горами.

Не успеешь опомниться, как ускользает день. А между тем ты еще не увидел и сотой доли его очарования. Эта чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени справедливо вызывает чувство сожаления. Интересно, что думает по этому поводу этот невозмутимый кот-философ, греющийся в лучах заходящего солнца среди нагретых за день камней?  

 


Другие статьи