На склонах Кутур-Кая

 

 

Каким бы далеким или близким  ни было путешествие, это всегда петля, дорога к дому. Кругосветка, как и небольшая однодневная прогулка, начинаются с первого шага и заканчиваются возвращением домой. В этом смысле они равноценны. Мир вокруг нас можно ощущать двумя способами. Первый – думать, что чудес не существует, и второй – знать, что вокруг одни чудеса. Не будем в данном случае привлекать скучную науку социологию и не побоимся  следующего утверждения:  если отбросить горстку  упрямых  материалистов, то здоровое большинство населения все же относится ко второй группе верящих в чудеса. А чудо на то и чудо, что может случиться в любой момент в любом месте, и не надо его искать далеко от дома. Имея такую прочную научную базу, мы приняли решение в один из последних осенних выходных совершить путешествие на гору Кутур-Кая, которая находится в получасе езды от центра города.  Высота горы 477 метров над уровнем моря, находится она в южной части Байдарской долины у села Тыловое.

 

 

История самого села, если верить Википедии, насчитывает уже не меньше двух тысячелетий. За этот солидный срок его население множество раз кардинально менялось от готов и аланов на заре новой эры до переселенцев из Воронежской области в середине прошлого столетия. Менялись и названия. Одно из названий Хайту известно любителям камня по книге В. А. Супрычева «Крымские самоцветы», в которой он упоминает окрестности села Хайту как место находок горного хрусталя. Тут надо сразу признать, что за многие годы после выхода в свет этой книги кварца в районе Тылового так никто и не нашел. Да и где искать минералы в этой лесистой местности? Единственные обнажения – это голые изрезанные оврагами склоны Кутур-кая с причудливыми изгибами флишевых слоев.

 

 

Вездесущие местные палеонтологи находили на этих склонах какие-то особо ценные ринхолиты,  мелкие одиночные кораллы и даже обломки белемнитов.

 

Фото из интернета

 

Нас же интересовали полости в плотных известняках нижнего мела. Обломки этих известняков скатываются в овраги со скалистых вершин. Вот это нагромождение неказистых, замшелых, наполовину ушедших в землю серых глыб и стало объектом нашего внимания в этот день.

 

 

 

А сам  день был просто сказочный. За нашими перемещениями по склону внимательно наблюдали сотни глаз: разнообразные пернатые, беспозвоночные членистоногие, грызуны и не угомонившиеся до сих пор пресмыкающиеся.

 


В любом путешествии самые яркие впечатления возникают из-за ощущения оторванности от остального человечества, потерянности для цивилизации. В путешествии притупляется мыслительная деятельность, зато обостряются чувства. В этот день мы получили полный спектр эмоций от настоящего грандиозного путешествия. С вдохновением мы переколотили огромное количество булыжников. Ни отбитые пальцы, ни усталость, ни даже  укусы неожиданно проснувшихся ос не смогли остудить наш энтузиазм.

 

Первый целестин

 

и стронцианит

 

Жаль только, что дни в конце осени такие короткие. Да и погода в ноябре переменчива. Вместе с сумерками c соседних гор спустились тучи, подул северный ветер, унося вместе с опавшей листвой иллюзию вечного лета.

 

 

Надо было собираться домой,  упаковывать драгоценные находки: шарики стронцианита  в полостях древних ракушек, кальцитовые ежики, наросты оранжевого доломита и прозрачные пластинки целестина.

 

 

 

 

 

После этой поездки осталось ощущение недосказанности – во-первых, наш лучший образец стронцианита явно ждет нас в одной из неподдавшихся глыб, а во-вторых, где же все же искать знаменитые горные хрустали из этих мест? 


Другие статьи