Главная  /  Статьи  /  

Александр Клименко. На отвалах Кривого Рога. Записки неофита.

На отвалах Кривого Рога. Записки неофита.

Тех, кто с достаточной долей здорового скепсиса и иронии решит прочесть мой опус, предупреждаю сразу: геологией я увлекся недавно, и эти записи не претендуют на глубокий научный анализ. Еще два года назад на пляже меня интересовали лишь море и солнце, но никак ни прибрежная галька, а в походах – рыбалка и хорошая компания. Обращение произошло неожиданно и необратимо, и вот перед вами очередной пациент, жертва каменной болезни без надежды на выздоровление, и более того, по всем признакам медицинский прогноз такой: каменная болезнь развивается быстрыми темпами, поглощая все больше свободного времени и требуя все больше физических и умственных усилий. Те, кто знаком с этими симптомами, думаю, будут читать дальше, а остальных прошу простить за потраченное время.

Итак, до последнего времени весь мой опыт поиска минералов был ограничен Крымским полуостровом с прелестью и мощью его осадочных образований  и непередаваемой красотой и хрупкостью минералов древних вулканов. К сожалению, в Крыму не распространены метаморфические горные породы, и моя тяга к познанию очень быстро преобразовалась в неодолимое желание посетить районы метаморфизма, и желание это выкристаллизовалось в хлесткое и как бы  звенящее металлом  слово «Кривбасс». ЦГОК,  ЮГОК,  ИнГОК, Глееватка, Петрово, шахты, 6% мировой добычи железорудного сырья, самая большая в мире доменная печь, самый большой в Европе карьер – всю эту мощь хотелось увидеть собственными глазами, тем более что в Криворожском железорудном бассейне описано 150 минеральных видов, большинство из которых в Крыму не встретишь. И еще один немаловажный импульс для этой поездки – мое заочное знакомство с криворожским геологом и бескорыстным камнелюбом Кириллом Коньковым, чья пламенная любовь к родному краю и его богатствам окончательно сломала мои сомнения. А сомнения имели под собой основания: за день до моего отъезда в стране произошла очередная революция, эфир  был полон сообщениями о провокациях, захватах, потасовках, везде чувствовалось тревожное ожидание перемен. Все меня отговаривали от поездки, но любовь к камню преодолела политические неурядицы, и три дня с 22 по 24 февраля, проведенные в компании единомышленников, останутся в памяти как самые интересные, насыщенные положительными эмоциями, азартом поиска и радостью находок.

 

Рано утром с вокзала приехали к Кириллу домой. Оставив сумки и переодевшись в «одежду, которую не жалко», мы обсудили планы на выходные и в путь! И вот первая неожиданность: поиски камня в Кривом Роге сосредоточены не в гигантских карьерах, а на отвалах, которых в окрестностях да и в самом городе превеликое множество. Оказалось, что в карьерах и шахтах Кривого Рога не было системы складирования пустой породы, ее вывозили хаотично с любого месторождения на любой отвал, поэтому названия отвалов весьма условны. Каждый отвал таит в себе неожиданные находки. И все же без старожила-проводника я бы не советовал начинать поиски, можно потратить дни и недели, перебирая вручную эти исполинские рукотворные горы.

 

 

Первой остановкой в субботу были отвалы Первомайки. В какой-то момент с вершины отвалов открылся вид на огромную чашу Первомайского карьера железистых кварцитов - одного из самых крупных карьеров на Украине. Он  простирается вширь на 2,5 км, в длину более чем на 3 км. Глубина карьера 400 м. На этом фоне горное оборудование, а это буровые станки СБШ-250, автосамосвалы БелАЗ  грузоподьемностью 110-180 тонн, экскаваторы ЭКГ-8, ЭКГ-10, ЭКГ-12,5, Hitachi, драглайны ЭШ 15/90 и какие-то вспомогательные машины были похожи на мелких копошащихся насекомых.

 

 

Признаться, я не ожидал увидеть такого изобилия удивительных по своей красоте минералов и горных пород: несколько разновидностей кварца (аметист, празем, цитрин) различных оттенков цвета и форм, гетит, пирит, кальцит и, конечно же, множество разновидностей сланца.

 

 

 

 

 

 

Пора познакомить Вас с самым уникальным и непредсказуемым «минералом» Кривого Рога – Кириллом. Таких умных, приятных в общении и жизнерадостных людей лично я встречал в своей жизни нечасто. Пять минут общения с ним, и вы заряжены позитивом на весь день.

 

 

 

В наших планах было провести на этом отвале половину дня, съездить пообедать и во второй половине дня прогуляться на Глееватку. Уверен, что у большинства любителей камня временами напрочь пропадает чувство времени… И мы с Кириллом не стали исключением. В лучах вполне теплого февральского солнышка мы блуждали между глыбами камня и не заметили, как солнце стало пропадать за тучками, клонясь к горизонту. Пора было возвращаться домой. По дороге Кирилл решил заехать на Анновские отвалы за лимонитом, а также джеспилитом на ближайший ж/д переезд. Удивительно то, что прекрасные коллекционные образцы здесь можно найти прямо на дороге, в нескольких метрах от городских улиц.

Дома нас уже ждал ужин, который приготовили супруга Кирилла Тамара и его племянница. После короткого знакомства мы все сообща пересмотрели и упаковали дневные находки. Попав в компанию единомышленников и единомышленниц, я почувствовал необычайную легкость, хотя устал за день неимоверно.

 

 

На этом сюрпризы субботнего дня не закончились, и меня допустили в «святая святых» - мастерскую на мастер-класс по обработке камня.

 

 

Пока Мастер готовил все необходимое для работы с камнем, я посмотрел часть его коллекции и, естественно, сфотографировал. Вот некоторые из увиденных мною образцов:

 

 

 

 

 

 

На второй день по плану было Петрово. От Кривого Рога до Петрово 57км, время в пути примерно один час15 минут. Выехали в 8 утра. По дороге Кирилл решил показать мне техногенный провал. Как оказалось, такой пейзаж не редкость в Кривом Роге. Под землю уходят дороги, кладбища, мемориалы, промышленные здания… Пришахтные жилые районы, граничащие с опасными зонами — просто покидаются… Вот она – оборотная сторона безудержной индустриализации.

 

 

Прямо с края пропасти мы прихватили несколько брекчий и поехали дальше на поиски чудес.

 

 

В Петровском карьере магнетитовых и окисленных руд  и на его отвалах встречаются кордиерит, цитрин, дымчатый кварц, гранат, пирротин, пирит, халцедон, мусковит и еще несколько десятков минералов.Удивительной особенностью этих отвалов является то, что абсолютно всё здесь блестит в лучах солнца.

 

Неожиданным подарком этого воскресного  дня была находка  кордиерита.

 

 

А визитной карточкой Петрово я считаю великолепные образцы зеленого эгирина с ярко-оранжевым кальцитом, кварцем, гематитом и слюдой. 

 

 

 

 

Поиски граната были оставлены на конец дня, так как по словам Кирилла, этот минерал здесь встречается в изобилии, и можно выбрать образцы на любой вкус. Но Фортуна - дама изменчивая, с гранатом нам не повезло. Участок, на котором были россыпи граната, засыпали пустой породой, когда прокладывали новую ветку электропередачи. Но я остался доволен и тем, что нашел.

 

 

Неподъемные рюкзаки упаковывали уже в сумерках.  По пути домой  заехали на ж/д вокзал купить мне билет до Симферополя. К счастью,  поезд на котором я собирался ехать в понедельник, отменили. Было решено дома посмотреть расписание автобусов. Забегая вперед, скажу, что нужный мне автобус нашелся, и я благополучно добрался домой. Вечер закончился обсуждением находок и полировкой образцов, которые вчера начали обрабатывать в мастерской.

 

Подаренный железной дорогой понедельник прошел под знаком Глееватки, отвалы которой начинаются буквально у Кирилла за околицей. На этот раз компанию нам составили два четвероногих питомца, знакомые многим любителям камня еще с тех лет, когда они были несмышлеными щенками. Сейчас же это высокопрофессиональные поисковики, хозяева отвалов. Иногда казалось, что в минералах они понимают не хуже нас – своих больших братьев.

 

 

 

Несколько слов о самом карьере №1: проектная мощность его составляет 5 млн. т магнетитовой руды и 935 тыс. т окисленной руды. Карьер введен в эксплуатацию в 1957 году. Горные работы ведутся на 22-х горизонтах. До конечной глубины отработки будет вскрыто 42 горизонта. Площадь поверхности, занятая под карьер – 517,7 га, глубина – 500 м. На этих отвалах Кирилл ориентируется как у себя дома. Мы целенаправленно перемещались от места к месту, постепенно заполняя рюкзаки великолепными образцами. Огромным счастьем для меня был валун, в котором находилась прожилка змеиного глаза.

 

 

Сидерит

 

С первого взгляда  эта жилка была недоступна даже для крымской кувалды, но немного упорства и несколько образцов этого минерала я прихватил с собой.

Возвращались мы уже в сумерках. Дома нас ожидал сюрприз от Тамары – домашняя пицца.

 

 

После ужина была еще упаковка образцов, взаимные подарки, последние наставления, советы, общие планы будущих поездок, дорога на автовокзал, перед самым отъездом что-то чрезвычайно важное, о чем забыли поговорить, и, наконец, прощание.  Спустя каких-то 10 часов я уже сидел в своем скучном офисе, но искорка, зажженная этой поездкой, до сих пор согревает мое сердце. Тамара, Кирилл, огромное вам спасибо!

 

 


Другие статьи