МЫС КОРАБЛЬ

 

Дорогие друзья! Соратники. Коллекционеры. Собиратели и просто ценители красоты. В общем, все любители, умеющие разглядеть в камне нечто большее – шум ветра в ненастную погоду, грохот прибоя ранним утром, солнечные зайчики в каплях росы, запах костра, умиротворяющее бряканье походного котелка… Все то, что будит мысли о далеких странствиях, походах, прогулках. Кому-то просто мечтается, кому-то есть  что вспомнить, да и рассказать тоже есть что. И сегодня я хочу хотя бы начать, пусть кратенько, несколькими фразами, но обрисовать одно из своих, наверное, самых любимых месторождений – Мыс Корабль. Корабельный. Кораблик…

 

 

По этой теме есть замечательная книжечка Николая Фришмана – Аметистовый берег. Одна из моих любимых книг «про камни».

Север, Кольский полуостров, Терский берег, Белое море – эти слова, думаю, мало кого оставят равнодушными. Такие суровые места можно или любить, или… В общем, все что угодно, но только не забыть. Потому-что они незабываемые!

 

 

 

Итак. Мыс Корабль находится на юге Кольского полуострова. До конца восьмидесятых годов двадцатого века сюда можно было добраться в основном только воздушным транспортом. В настоящее время из Кандалакши до Варзуги проложена современная автомобильная дорога, на всем протяжении или уже асфальтированная, или (в конечном ее участке) еще грейдерная, но очень даже проходимая.

Мне не удалось успеть добираться туда по старой дороге вдоль кромки моря, но по свежему грейдеру по первости машинку свою мы раздолбали в хлам. Грейдерная дорога взбивает тучи красно-коричневой, тяжелой, въедливой пыли. Красный налет от красноцветных песчаников – визитная карточка месторождения.

До конца XVIII века, до открытия уральских месторождений, Терский берег был единственным источником ювелирного аметиста. Этот самоцвет когда-то называли архиерейским камнем священников, якобы помогающим от пьянства. И всем сельским батюшкам рекомендовалось иметь хотя бы колечко с аметистом, чтобы от скуки и однообразия бытия не предаться этому пороку.

Современная история беломорского аметиста началась с конца пятидесятых годов XX века благодаря хитникам, а с 1967 года работы по поиску и разведке вел трест «Цветные камни», впоследствии переименованный в «Союзкварцсамоцветы». Непосредственным поиском и добычей занималась экспедиция «Северкварцсамоцветы». Ими же были осмотрены десятки проявлений аметиста Терского берега, и самым перспективным признан район «мыса Корабль». В этом районе были выделены четыре участка: Корабельный, Лодочный, Новый и Дедовский, располагающиеся друг от друга на расстоянии двух – трех километров. Как раз на участке Дедовский были обнаружены совсем древние, вероятно, первоначальные выработки. Участки Новый и Лодочный были признаны неперспективными из-за малого содержания кондиционного сырья.

 

 

Протяженность участка Корабельный (который и именуют «Кораблем») составляет 2,5 километра вдоль береговой линии. На этом участке имеется даже старый карьер («Флюоритовый»), где добычу в свое время вели открытым способом. Добытые самоцветы интенсивно экспортировались. Их покупали ювелирные фирмы Италии, Франции, Канады. Но в 1992 году добыча на месторождении была прекращена.

В настоящее время месторождение «Мыс Корабль» (участок Корабельный) является минералогическим заказником областного значения.

 

 

 

А теперь от краткой истории перейдем к самому месторождению.

Очень интересны в этом месте подъезды к морю – своеобразные гигантские ступени, отсыпанные галечником. Отступающее в течение длительного времени древнее море образовало эти абразионные террасы.

Видимая часть месторождения сложена красноцветными песчаниками – изогнутыми, смятыми в складки, причудливо выветренными и пронзенными трещинами. Формирование месторождения происходило в нестабильной тектонической обстановке, с многочисленными подвижками и многократным поступлением растворов. По-простому – порода застывала, по трещинам отлагались минералы. Потом, в результате тектонических процессов все перемалывалось, обломки спаивались растворами.  Процесс повторялся многократно, с разной концентрацией и составом растворов.

На месторождении выделены 7 минерализованных зон, расположенных вдоль побережья. Центральные части их сложены сильно окварцованными брекчиями разновозрастных метосоматитов и обломков красноцветного песчаника, рассечены жилками кварца, флюорита и барита. Наблюдается множество пустот неправильной формы, стенки которых инкрустированы щетками кварца, аметиста и «перистым» баритом.

 

 

В условиях непростой тектоники формировались разные поколения кристаллов кварца. С разнообразной окраской – темно-фиолетовой, сиреневой, голубоватой, дымчатой, бесцветной. Крупные и мелкие. С корродированными поверхностями. С рубашками. С фантомами и включениями (гематита, гетита, пирита и флюорита, газово-жидких пузырьков). Кристаллы собраны в плотные друзы и щетки.

 

 

Аметистовые щетки нарастают либо на мелкокристаллический кварц, либо на кварц-флюоритовые  или кварц-флюорит-баритовые поверхности.

Главными минералами месторождения являются кварц (со всеми его цветовыми разновидностями), флюорит и барит.

Флюорит на месторождении, как и кварц, крайне разнообразен. Это жилки, корки, вплоть до сферолитовых, редкие кристаллы. Для прожилкового флюорита характерна темно-фиолетовая, до черной, окраска. Крустификационные (полосчатые) агрегаты имеют зональную окраску от темно-синих до белых тонов. Мелкозернистый флюорит окрашен в различные тона – бежевые, розоватые, рыжие, серые и зеленоватые. В более поздних сферолитовых агрегатах преобладают желто-зеленые тона. В открытых трещинах происходит рост зональных, кривогранных, кривореберных октаэдров, имеющих светлые, до белых тона в центральной части  и сине-фиолетовые в краевых частях. Октаэдры (с изредка проявляющимися гранями  ромбододекаэдра) часто имеют черепитчатую структуру.   Кубические кристаллы окрашены в желтые цвета или прозрачны.

Образцы с флюоритом очень красивы, а ассоциация разноокрашенных форм флюорита с кварцем (аметистом) делает их еще и очень узнаваемыми.

 

 

Попадая в море, обломки флюорита окатываются, изредка образуя гальку с изумительными контрастными узорами. Жаль, что рисунки эти проявляются в основном в мокром виде. Хотя, иногда и сухие галечки очень приятны.

Редкий для Кольского полуострова барит является здесь третьим по распространенности минералом. Он образует уплощенные, расщепленные кристаллы светло-розового и желтого цвета. Встречаются скопления, представленные агрегатом грубо-пластинчатых кристаллов бежевого или розового цвета, часто с зональными кристаллами флюорита в краевых частях. Значительно меньше распространены звездообразные, сноповидные агрегаты. В пустотках образуются кристаллы свободного роста.

 

 

Совместное нахождение этих трех основных минералов в одном образце – очень яркое и красивое чудо природы. Темно-фиолетовый флюорит, сиреневый аметист, ярко-желтые или розоватые штришки барита на фоне красного песчаника – очаровательная цветовая палитра.

Место это, несомненно, заворожит любого.  Даже если вы не занимаетесь коллекционированием минералов. Бескрайнее северное море, живые ветра, высокий скалистый берег, яркие бусины ягод на стелющихся карликовых кустиках, подосиновики, торчащие прямо из камней, вечерний чай с дымком от костра… и тот бесконечный покой и умиротворение, к которому мы все стремимся, и который так недоступен нам в современном мире.

 

 

 

О Корабле я могу говорить бесконечно, и обязательно, когда-нибудь к этому еще вернусь. А на сегодня – все.

P.S. Данные в статье взяты из книги Н. И. Фришмана «Аметистовый берег», а также из личного и опыта, так как и мне посчастливилось  и видеть воочию, и многократно бывать, и плодотворно работать в этом сказочном, не побоюсь громкого слова, месте.

ЮЛИЯ ПЕРЕПЁЛКИНА, НИЖНИЙ НОВГОРОД, АПРЕЛЬ 2019

 

 


Другие статьи