«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».

 

                                                       Антуан де Сент-Экзюпери

 

Есть на свете места, куда хочется возвращаться снова и снова, там и дышится и думается легко, и время течет как-то по-особенному плавно, и чувства обострены, и часто происходят знаковые события и встречи. Таким местом в Крыму для нас стала Трудолюбовка с ее небольшим, живописным и совсем для нас домашним Первомайским диоритовым карьером. Вот и на исходе этого лета именно в Трудолюбовке познакомились мы с замечательным человеком, приехавшим к нам с Северного Урала, Михаилом Цыганко, известным многим под ником Shahter. Михаил сразу же вписался в нашу компанию, как будто мы знали его много лет. Нескольких слов было достаточно, чтобы с уверенностью сказать: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Общее увлечение сближает людей, а Михаил предан камню, знает его и тонко чувствует. Писать об этом человеке легко, и одновременно чрезвычайно трудно – о многом хочется рассказать. Как вы думаете, что может успеть в жизни человек в наше время в возрасте 33 лет? Многие только жить начинают и думают, что это у них детство заканчивается, а взрослая жизнь еще впереди. Михаил же успел к своим 33 годам поработать проходчиком в якутских шахтах за Северным полярным кругом, получить высшее образование в Екатеринбургском горном университете, и в течение 10 лет проработать горноспасателем на шахтах СУБРа (Североуральский бокситовый рудник). Сейчас он командир взвода, и в подчинении у него 70 человек! Мало кто отдает себе отчет, насколько эта работа опасна, насколько она тяжела физически и морально. Горноспасатель спускается в аварийную шахту и никогда не знает наверняка что его там ждет, не знает вернется ли он на поверхность. В тяжелой давящей обстановке, когда хозяева уже нанимают адвокатов, чтобы скрыть свою преступную жадность, а руководство шахты судорожно подделывает недостающие подписи и решает на кого свалить вину, горноспасателю, прежде чем подойти к копру,  надо еще пройти мимо матерей тех ребят, которые сейчас под землей и нет с ними связи, посмотреть в глаза этим женщинам и пообещать вывести их сыновей живыми. После этого надо спускаться в шахту. Немного есть на свете более сложных технических сооружений, чем современная шахта: десятки и сотни километров горных выработок, проходящих на разной глубине и с разными уклонами, километры и километры крепей, кабелей, рельсы, вагонетки, система вентиляции, откачки воды и т.д.

 

Здесь все враждебно человеку: кромешная тьма, температура, недостаток кислорода, грозящие все затопить подземные воды, но главное – чудовищное давление пласта горных пород мощностью в километр и более, готовое расплющить все живое и все хлипкие конструкции, созданные человеком. По всем законам природы человек не должен там выжить, но он там выживает и даже ставит рекорды по добыче руды. Казалось бы, простые слова; шахты СУБРа опасны по горным ударам, а оценить это могут лишь те, кто горный удар пережил. Самое ужасное то, что горные удары нельзя точно предсказать. Резкий и неожиданный выброс огромной массы породы сопровождается таким грохотом, что лопаются барабанные перепонки, пыль сразу же перекрывает доступ кислорода, а ударная волна сметает все на своем пути на десятки и сотни километров. Земля как бы предупреждает человека: нельзя забираться так глубоко. Но алюминий нынче в цене, а значит, люди и дальше будут гибнуть за металл, и все углублять и углублять свои бокситовые шахты.

 

Экипировка горноспасателя весит не меньше 40 кг, а ведь надо еще нести с собой инструмент, работать в респираторе в зоне разрушения, среди искореженного металла и разрушенной крепи.  Да, это работа на пределе человеческих возможностей. Людям, оказавшимся под завалами, раненым, обожженным, контуженным, не на кого больше надеяться, кроме как на своих же друзей – шахтеров, и они не сомневаются: горноспасатели сделают все возможное и невозможное для их спасения. Такая это работа.

Скромный и улыбчивый Михаил ничем не походил на плакатного героя, о своей профессии сказал вскользь, как о любой другой. Но я, как ни стараюсь, не могу представить его в роли менеджера или новомодного мерчендайзера.

Казалось бы, при такой работе от человека трудно требовать чего-то еще. Но такой уж это человек, собранный и целеустремленный. Сам отец троих сыновей, он много лет  работает с детьми, преподает в лицейских классах филиала Горного университета,  ведет кружок «Золотой Камень». Ребята под его руководством совершают поездки в различные горнопромышленные районы Урала в поисках минералов и старинных рудников, защищают исследовательские работы. Повезло же этим детям. Это так важно, когда в начале пути у тебя есть настоящий Учитель. Кроме того, он успевает печататься, публикует интересные статьи в «Уральском следопыте», издающемся в Екатеринбурге с советских времен популярном ежемесячном журнале о туризме и краеведении.

Но главное дело Михаила – это его коллекция минералов, одна из интереснейших на Урале. Несколько образцов из этого собрания можно увидеть здесь: http://geo.web.ru/druza/a-Tsyg.htm

Сейчас Михаил поставил перед собой задачу: открыть в родном Североуральске Музей камня на базе своей коллекции. И мы уверены: все у него получится, и дело всей его жизни воплотится в прекрасный музей, достойный Каменного Урала. Севастопольцам же после этой встречи стал ближе и родней далекий Урал. Во все времена мир держится на энтузиастах, все значительное и интересное происходит благодаря их подвижническому труду. Пока живут на Урале такие люди, как Михаил, вековые традиции собирательства и обработки камня будут развиваться.

25 августа 2013 года

 


Другие статьи