Курцы - Петропавловка
«Среди множества человеческих коллективов есть, наверное, только один, который твой. Как в армии своя рота. Если ты нашел его - держись за него зубами. Пусть все видят, что ты свой, ты до конца с ними. И что у тебя все на виду. Одна крыша, одна судьба».
Олег Куваев, «Территория»
Команда севастопольских старателей пополняется, и сегодня я хочу представить Алексея, который впервые после двухлетнего перерыва принял участие в нашей экспедиции. Алексей – романтик, художник и поэт, искренне и преданно любящий камень. На долгих два года растянулось его выздоровление после тяжелейших травм. Да, он не мог ездить с нами за камнем, но всегда был в курсе наших успехов и неудач, сопереживал и поддерживал.
И вот первая поездка. Алексей сразу вписался в коллектив, т.к. живет по принципам, сформулированным Олегом Куваевым, который писал о людях, для которых «главным в жизни были не деньги, не жизненные удобства, даже не самолюбие. Они весело и твердо подчинялись неписаному своду законов. Твоя ценность по тем законам определялась, во-первых, умением жить в коллективе, шутить и сносить бесцеремонные шутки. Еще главнее было твое умение работать, твоя ежечасная готовность к работе. И еще главнее была твоя преданность вере в то, что это и есть единственно правильная жизнь на земле. Будь предан и не дешеви».
Маршрут нашей поездки: село Украинка (действующий карьер) и Петропавловский карьер в селе Петропавловка. Только после поездки я прочла в интернете, что оба эти карьера разрабатывают диабазы одного палеовулкана: «Петропавловский нижнеюрский палеовулкан представляет собой мощные (до 80 метров) потоки лавы, сложенной диабазом, который чередуется с пластами вулканического туфа. Иногда породы этого месторождения называют диоритовыми порфиритами. Интересная особенность этого вулканического тела в том, что значительная часть застывшей лавы имеет округлую, «подушечную» форму, в виде шаровидных отдельностей. Геологи считают, что такая форма возникла при подводном извержении вулкана. Раскаленная магма внедрялась в толщу воды, ее края резко остывали, а расплавленный поток распадался на мелкие отдельности - «подушки».
По прямой между этими двумя карьерами всего 2,5 километра, а породы значительно отличаются друг от друга.
В Южном Курцовском карьере подушек мы не увидели.
Там все перемешано: и диабазы, и известняки, и даже флиш.
Трещины в диабазе тонкие, выполнены чаще всего кальцитом. Огромных кристаллов редких цеолитов мы не увидели. Побродив около двух часов по дну карьера, встретили кальцит в разных видах, мелкий пирит, кристаллы кварца, проросшие в том же кальците, и даже голубой агат и аметист.
Ярко, не по-зимнему, светило солнце, щебетали какие-то птички, и даже пчелы какие-то неугомонные жужжали совсем по-летнему.
После небольшого пикника на обочине мы направились в Петропавловский карьер, один из самых посещаемых в Крыму. Здесь не надо искать подушечные лавы, они везде.
Породы Петропавловки разнообразны, встречаются и довольно декоративные (лавобрекчия диабазов).
В трещинах диабазов чаще можно увидеть белый и розовый ломонтит, чем кальцит. Мы искали большие ломонтитовые звездочки, но не нашли. Попадаются красивые щетки кальцитовых скаленоэдров, иногда и с пиритом. Иногда кальцитовые жилы буквально «нашпигованы» кристаллами кварца.
встречается и барит:
ломонтит:
А на втором уступе в известняках кальцит уже совсем другой, выстилает полости каких-то древних раковин.
Позволю себе привести еще одну краткую цитату: «Интересная особенность Петропавловского вулкана была оценена участниками XXVII Международного геологического конгресса, которые посещали это место во время научных экскурсий по Крыму. Обнажение окаменелого потока вулканической лавы в Петропавловском карьере объявлено геологическим памятником природы местного значения».
Зимние дни короткие. С учетом дороги от Севастополя до Симферополя и обратно, времени у нас было совсем мало – по 2 часа на каждый карьер. Конечно, этого недостаточно для изучения таких сложных и больших карьеров. И все же поездка была удачной: мы своими глазами увидели как выглядит вулкан, который извергался 180 миллионов лет назад. Выбирались мы из карьера уже в темноте. Довольные, полные впечатлений ехали домой на верном Женином Форде. Как хорошо, что у нас есть это увлечение, наша компания, хорошо, что можно уехать от всех забот, посвятить день любимому увлечению в кругу понимающих тебя друзей. Впереди рабочая неделя. Работа, которой надо посвящать себя всего без остатка. Почему? Могу привести лишь слова того же Олега Куваева из той же «Территории»: «Но что такое работа? Кто может дать этому краткое и всеобъемлющее определение? Страсть? Способ самоутверждения? Необходимость? Способность выжить? Игра? Твоя функция в обществе? И так далее, до бесконечности».
15 декабря 2012 года
Другие статьи