Крымский целестин

Год с необъяснимой скоростью катится к своему завершению. В газетах уже  обсуждают новогодние елки и подводят итоги. Как быстро пролетели эти одиннадцать месяцев!  Я вспоминаю начало года, а  начинался он очень интересно. Утром первого января, когда большинство наших сограждан еще спали глубоким сном, группа севастопольских любителей камня отправилась в Батилиман на поиски целестина. О том, что в этом районе есть целестин, написано во многих  книжках по краеведению, но самого минерала из этих мест никто не видел, и достоверных сведений о нем у нас не было. Воображение рисовало огромные голубые  прозрачные кристаллы, такие как на Водинском месторождении или оранжевые жеоды с Бейнеу-Кыр в Туркмении. Но и само это место – урочище Батилиман – настолько красиво и необычно, что само по себе стоит того, чтобы его посетить в первый день нового года. Батилиман — это лесистое побережье, которое расположено под скальными стенами гор высотой в 650 метров. К востоку от урочища расположена  бухта Ласпи, а к западу — ландшафтный заказник «Мыс Айя». Хотя заповедник находится  западней места нашей прогулки, все же я попыталась выяснить его точные границы, и оказалось, что границ-то и нет. Вот выдержка из газеты: «В результате г.Севастополь находится в числе очень немногих регионов Украины, где проблема установления границ природно-заповедных территорий на сегодняшний день остается актуальной». Видимо, кому-то выгодно не иметь четких границ заповедников и делать на этом свой бизнес. Трудно поверить, что Батилиман не имеет государственного заповедного статуса, настолько красива и богата его природа. Но на берегу вплотную друг к другу теснятся различные базы отдыха, а в лесу на всех более-менее ровных участках уже выросли коттеджи и прочие дачи.  Не останавливает это строительство даже отсутствие воды и дорог.

В Батилимане начинается Южный берег Крыма, урочище со всех сторон окружено горами. Этим объясняется субтропический климат и множество вечнозеленых растений.

 

Наш маршрут пролегал по старой Батилиманской дороге, которой исполнилось ровно 100 лет. Построили эту дорогу в 1912 году турки-гастарбайтеры. Процитирую краеведческую статью: «Для строительства наняли артель турок в 30-40 человек. Длина извилистой дороги с 17 поворотами – 5 км. Местами строители буквально вгрызались в скалу, пришлось возвести более 10 многометровых подпорных стен, над водотоками устроить дренаж, преодолеть несколько оползней. Строительство длилось один сезон. Старая батилиманская дорога исправно служила до конца 70-х годов. Недавно большой участок дороги был разрушен, и сейчас она непригодна для проезда». Тем не менее дорога очень живописна, и пройтись по ней  – одно удовольствие.

Характерной чертой Батилимана являются мощные хаосы из гигантских известняковых глыб. Процессы разрушения продолжаются и сейчас в виде обвалов. Кое-где над дорогой нависают огромные глыбы серых мраморовидных известняков. Материалом для строительства дороги был местный камень, т.к. нередко в этих глыбах видны отверстия от шпуров, подпорные стенки построены из этого же известняка. И каково же было наше удивление, когда в одной из подпорных стенок мы увидели камни с гнездами целестина!

 

 

Да, это был целестин. Эти хрупкие, блестящие пластинки ни на что не похожи, и ни с чем их спутать невозможно. Снежно-белые или прозрачные, как бы набранные из отдельных пластинок кристаллы  с шелковистым блеском буквально усеяли каменные блоки. Кое-где такие же гнезда виднелись и в нависающих над дорогой глыбах. Как жаль, что с нами не было геохимика, который бы смог объяснить, почему именно в этом месте среди безбрежного моря однообразного известняка накопился стронций и сохранился до наших дней именно в виде сульфата, а не, скажем, карбоната, что было бы более объяснимо. Гипса, барита или других соединений серы мы не увидели, везде был карбонат. И только стронций сохранился в виде сульфата. Может, какие-то морские животные юрского периода имели в своих скелетах достаточное количество стронция, который накопился потом на дне. А что потом произошло, и как образовались эти полости, заполненные кристаллами целестина – вот о чем мы рассуждали в лесу на привале за чашкой крепкого чая из термоса. Лес в Батилимане  уникальный, там сохранились еще с третичного периода рощи вечнозеленого земляничника мелкоплодного. Плоды фисташки похожи на разноцветные конфетти, багряно-красные листья скумпии не опадают и зимой, иголки сосны Станкевича достигают 10 см в длину.

 

 

Некоторым деревьям здесь уже больше двух тысяч лет.

 

Можно бесконечно наслаждаться этой первозданной красотой. А внизу сверкает на солнце бескрайнее море, и воздух наполнен его ароматом. Тишина в этот день была такая, что, казалось, был слышен ветер, бьющийся в натянутом парусе маленькой яхты, промелькнувшей на горизонте.  Может быть, в подобном месте великий романтик Эдуард Багрицкий  написал свой гимн любви к  Черному морю:

 

       «…Да ветер почуять,
             Скользящий по жилам

Вослед парусам,
                  Что летят по светилам...»

 

Все это прекрасно: и море, и лес, и горы, но как все же извлечь хрупкий целестин  из известнякового монолита? Батилиманский верхнеюрский известняк – очень крепкий монолитный камень. Недаром турки строили дорогу буро-взрывным способом. Да, ни молоток, ни зубило тут не помогут. И все же нам повезло. На очередном повороте дорога была перекрыта свежим обвалом, в котором и обнаружился подходящий камень с трещинами и сквозным просверленным отверстием.

 

 

 

Потрудившись над ним около часа, мы получили несколько неплохих образцов крымского целестина.

 

 

 

В окрестностях нашли еще интересные шарики розово-оранжевого анкерита с белым кальцитом,

 

 

плоские довольно большие кристаллы кальцита с радужной пленкой на поверхности.

 

 

 

Так прошел этот день. Впереди был целый год, год новых поездок, встреч, знакомств, год осуществления планов и постановки новых задач.

 

Тищенко А.И._комментарий к статье

 

По Батилиману – минералогически мало известное и мало посещаемое место. Более-менее приличное описание можно найти лишь в сводке П. Двойченко «Минералы Крыма» (1914). Отмечены: «бурый шпат» - химически не изученный минерал ряда доломит – анкерит (скорее всего – железистый доломит), образует друзы буроватых мозаично-блочных ромбоэдрических кристаллов в пустотах известняка; гетит – развивается по «бурому шпату»; гипс – мелкокристаллические (=сахаровидные) агрегаты снежно-белого цвета до 15,0 см в пустотах известняках = псевдоморфозы по целестину (П. Двойченко указывает реликты целестина в таком сахаровидном гипсе); кальцит – обычно жильный, реже - розоватые и желтоватые прозрачные кристаллы до 7,0 см; стронцианит - радиально-лучистые агрегаты на кристаллах целестина (В.И. Вернадский, находка 1912 г.); уэвеллит– белые радиально-лучистые агрегаты на поверхности скал под лишайниками (находка П. Двойченко, диагностирован А.Е. Ферсманом);целестин – бесцветный, светло-голубой, светло-серый, желтоватый, обычно - пластинчатые или радиально-лучистые агрегаты, реже - пластинчатые кристаллы до 4,0х1,5 см.

 


Другие статьи