Крымские находки. Год 2020.

 

В «Маленьком принце» Экзюпери есть такой диалог: «— Так вот, если окажется, что путешественник — человек порядочный, тогда проверяют его открытие.

— Как проверяют? Идут и смотрят?

— Ну нет. Это слишком сложно. Просто требуют, чтобы путешественник представил доказательства. Например, если он открыл большую гору, пускай принесет с нее большие камни».

 

Именно этим и занимались весь уходящий год порядочные путешественники из группы поддержки музея (прошу учесть, что группа - это два отчаянных полуживых пенсионера). Больших гор мы не открыли, но больших камней натащили в музей достаточно. Год не был щедр на исторические находки, но о некоторых все же стоит упомянуть.

Вспоминая 2020 год в Крыму, сразу приходит на ум слово засуха. Дождей практически не было, русла рек пересохли, водохранилища напоминают инопланетные пустыни. Но именно такие условия способствуют росту сезонных сульфатов в местах разрушения сульфидной минерализации. Великолепные образцы таких сульфатов были собраны на труднодоступных склонах мыса Фиолент и тем самым сохранены от уничтожения.  Теперь эти хрупкие создания природы украшают витрины музея и нескольких частных коллекций.

 

Магнезио- и алюминокопиапит, ботриоген-оранжевый

Магнезио- и алюминокопиапит

Магнезио- и алюминокопиапит

Магнезио- и алюминокопиапит, пиккерингит

Пиккерингит

 Фиолент в этом году порадовал и несомненно лучшими в Крыму хризоколлой и малахитом.

 

Хризоколла

Хризоколла, малахит

Хризоколла, малахит

Традиционная летняя поездка на Карадаг принесла неожиданную находку – первый достоверный крымский метаалюминит (Al2(SO4)(OH)4·5H2O). Это открытие подтвердил Анатолий Касаткин (https://webmineral.ru/minerals/image.php?id=18096).

 

Метаалюминит

Метаалюминит, как и большинство минералогических редкостей, своим внешним видом особо не вдохновляет. Врачевателями  наших эстетических чувств опять стали жемчужины анальцима и белоснежные розетки натролита с Кузьмичевых камней.

 

Анальцим

Анальцим

Натролит

 

Ферросапонит

Прогулки вдоль морских обрывов – занятие приятное и романтическое. Но суровая наука минералогия требует от своих адептов совсем других маршрутов. Горные предприятия – вот наше место силы. Романтику в таких местах можно попытаться отыскать лишь в лае собак, ругани охранников, пыли и шуме работающей техники. Новые карьеры в Крыму не возникают, а старые охраняют все строже. Но и в этих суровых условиях кое-какими достижениями мы можем гордиться. Для карьера «Лозовое» это находка редкого для Крыма аметиста, и вообще редкого в мире бариевого цеолита  гармотома ((Ba,Na,K)1-2(Si,Al)8O16·6H2O). Ну и вполне эстетичные пирит, пирротин, кварц, диккит а также сверкающие как сахар псевдоморфозы железистого доломита по бариту.

 

Аметист

Гармотом

Гармотом

Пирротин, доломит по бариту

кварц, кальцит, доломит

Палыгорскит, пирит

Пирротин, диккит

Пирротин

Пирит

Южный участок Курцовского месторождения диабазов никогда раньше не баловал нас эпохальными находками. Но в этом году мы радовались кальцитам с пиритом и кварцам так, как если бы нашли набитую алмазами кимберлитовую трубку.

 

Кальцит, пирит

Кальцит

Кальцит, пирит

 

С болью в сердце приходится писать о карьере Первомайский в селе Трудолюбовка. Сейчас карьер не работает на отгрузку. Продуктивная зона полностью засыпана горной массой после последнего взрыва. Единственной находкой этого года стали «виноградные гроздья» голубоватого анальцима с мелкими розетками прозрачного натролита. Мы буквально вырвали у карьера  эту полость накануне рокового взрыва, надолго засыпавшего наши мечты.

 

 

Анальцим, натролит

Анальцим

Анальцим, натролит

Витрина крымских агатов также пополнилась в этом году.

Агаты у нас редки, но что удивительно: найти их можно практически везде,  на виноградниках, на обочинах дорог, в строительных котлованах, в руслах рек и на морских пляжах. Вот некоторые находки этого года.

 

 

 

село Казанки

село Казанки

село Казанки

Севастополь, Сапун-гора

Конечно, если подходить к вопросу рационально, то эти немногочисленные находки не стоят того времени и сил, которые мы затратили в поездках, не стоят травм и пота, солнечных ударов и просто бесконечной усталости. Но все дело в том, что само наше увлечение иррационально по сути. Мы не можем его понять и объяснить, как не можем понять и саму природу.

 

 

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Ф. И. Тютчев


Другие статьи