Главная  /  Статьи  /  

Кальцитовое високосногодье или раннее открытие сезона 2020 в Ленинградской области

Кальцитовое високосногодье или раннее открытие сезона 2020 в Ленинградской области

 

«Високосный год (от лат. bissextus — «второй шестой») — календарный год, содержащий в солнечных календарях

дополнительный день,в лунно-солнечных календарях — дополнительный месяц для синхронизации с астрономическим

или сезонным годом. В общепринятом григорианском календаре добавочным днём високосного года является 29 февраля».

                                                                                                                                      (Википедия)

 

А еще високосным годам приписывают самые страшные катастрофы, катаклизмы и прочие негативные и необъяснимые явления и события. Одним словом, как ни крути, а что-то в нем есть такое, что отличает его от остальных. Вот и этот 2020 не стал исключением и с самого начала пошел в галоп: Иранский кризис, обострение в Сирии, да еще этот коронавирус, будь он неладен. Да что там политика и вирус? Вон, зима, – и та самая выдающаяся за все время метеонаблюдений! Что касается нашего, питерского, её восприятия, то она навсегда останется в памяти не как зима, а как слякотная осень, доооолго переходящая в слякотную весну через не менее слякотное и теплое межсезонье, названия которому пока еще не придумано. Впрочем, в мире должен быть баланс, заключающийся в том, что на всякий «минус» обязательно должен быть свой «плюс», ибо состояние сбалансированного равновесия присуще миру, нас окружающему, как гарантия его (сиречь мира) устойчивости и вообще существования. Для нашей дружной компании таким «плюсом» стала теплая праздничная мартовская триада, отменная погода в течение которой позволила открыть сезон 2020 года в ранее не слыханные для Северо-Запада ЕЧР сроки.

С чего, собственно, всё началось? Началась эта история с того, что наш петербургский знакомый Андрей вывесил на своей страничке в одной из социальных сетей фотографии найденных в Алексеевском карьере образцов кальцита. Ах, да, тут надо отдельно упомянуть тот факт, что для Андрея сезон 2020 года начался вообще в феврале.  Вот такая удивительная високосная… зима(?). Образцы впечатлили. Конечно, до Дальнегорска или донбасского Докучаевска им далековато. Однако присущая им эстетичность делает их вполне презентабельными для коллекций. А учитывая, что родом они из традиционно небогатой на коллекционку Ленинградской области, то тут вообще можно говорить о замечательном коллекционном материале. Если бы я сказал, что ранее не видел ничего подобного из этих мест, то я покривил бы душой. Видел, правда, на фотографиях. И не из Алексеевского карьера, а из ныне затопленного карьера Печурки. Образцы те представляли собой своеобразный «Дальнегорск в миниатюре». Друзы и щетки кристаллов кальцита с сульфидами: галенит, сфалерит, пирит и халькопирит. Весьма эстетичные и не особо мелкие. Какая же природа происхождения в породах осадочного чехла таких вот минеральных ассоциаций, да еще коллекционного качества? Все дело в тектонических трещинах додевонского возраста, которые разбивают толщу ордовикских известняков западной части Ленинградской области. По этим самым трещинам циркулировали гидротермальные растворы, несущие растворенные металлы. Эти же самые растворы переносили кальцит известняков, откладывая его потом в виде бесцветных и белых кристаллов в полостях кальцитовых жил. Из этих же растворов кристаллизовались и сульфиды. Кстати, в геологических источниках есть упоминания  не только о кальците. Вот такую очень интересную информацию можно там найти: «По наблюдениям Л.  Б. Скибиной в Алексеевском карьере (№12) по добыче кукерситов (горючих сланцев), в 12 км северо-восточнее г. Кингисепп, тело кукерситов сечет вмещающие доломиты ордовика. Свидетельством ТМА (тектоно-магматической активизации – прим.) в пределах Ленинградского месторождения кукерситов являются сведения В.Г. Колокольцева [1999] о системе секущих ордовикские слои вертикальных маломощных кварц-кальцитовых и кварц-кальцит-сульфидных жил с галенитом и сфалеритом и окварцеванием доломитов вокруг них. Здесь же в 30-х годах XX в. Б. П. Асаткин описал «материал», выполняющий трещины, контролирующие кварцевые жилы с сульфидами, как состоящий из «смеси глинистых частиц, серицита, кварца и сульфидов». Опробование этого материала показало наличие в нем Au - до 0,2 г/т, Ag - до 15,2 г/т, Rb - до 31,84 г/т, Zn - до 5,47% [Асаткин, 1938]». Не слабо, правда? Одним словом, не все так скучно и уныло на просторах ордовикского плато.Итак, воодушевленные увиденным в интернете, утром 9-го марта 2020 года ровно в 9 часов 45 минут мы выдвинулись из станции Александровская в сторону Кингисеппа.

Состав группы, ответственной за открытие сезона 2020 года:

  • ваш покорный слуга;
  •  а также уже известная вам по публикациям о поездках в Кольское Заполярье дружная семья в составе: Даши Глушаковой, её мужа Сергея, юного геолога Димы (будущее отечественной геологии) и его младшего брата Игорька.

Итак, после недолгих раздумий по выбору правильного направления заезда в карьер из множества проторенных дорог и направлений в районе бывшего завода, мы были на месте. С дорогой угадали с первого раза.

Вкратце история карьера «Алексеевский» приведена на сайте wikimapia.org в описании объекта:

«В 1931 году недалеко от деревни Алексеевка началась разработка месторождения горючих сланцев. Одновременно со сланцами добывался и известняк, который отправлялся на стройки в качестве бутового камня. Однако в 1934 году работы были законсервированы, так как месторождение оказалось недостаточно мощным. В 1935 году на железнодорожной станции Веймарн был открыт известковый завод, а через год возобновились работы в Алексеевском карьере, который стал частью Веймарнского завода. В 1939 году производство было полностью остановлено.

Во втором квартале 1944 года завод возобновил работу, а 30 марта 1945 года ему было присвоено название Алексеевский завод «Гидроизвесть». В январе 1980 г. Завод получил название Алексеевский известковый завод. Производство выпускало негашеную кальциевую молотую воздушную известь. Основные потребители - производители бетонных блоков, железобетонных изделий и строительных смесей».

Спасибо тебе, неизвестный мне автор!

 

 

 

 

Понятно, что самые сливки в виде кварц-кальцитовых жил с сульфидами в кукерситах сняли давно до нас. Они безвозвратно канули в лету. Но и на наш век кой-чего осталось. Вообще, я не перестаю повторять, что новичкам везет. Ну а что касается моих друзей, то в этом у них преуспел сначала Дима, сын Даши и Сергея. В свою первую в жизни поездку за камнем (в 2016 году) он в карельских Кителях смог практически с ходу найти замечательный образец:

 

 

В году 2020 эстафету перехватил его младший брат Игорёк. Покуда ваш покорный слуга с умным видом проводил рекогносцировку по топкой поверхности карьера, он умудрился найти замечательную щётку кальцита. И не просто образец, а виде сердечка!

 

 

Впрочем, я себя успокаивал тем, что мне с моих почти что двух метров сверху видно куда хуже, чем ему, мелкому. Как-никак, а расстояние.

Тактику поиска пришлось поменять – ходить буквой «г», дабы приблизить землю к своим очам. И тактика за несколько часов принесла результаты. Особенно на следующий и пару последующих дней. Спина болела так, что ходить приходилось неестественной походкой.

Ну а что касается находок, то они были. Причем, ряд находок по своему качеству является хорошим коллекционным материалом, что стало приятной неожиданностью для нас. Образцы приурочены к зонам интенсивной пиритизации известняков, из-за чего последние приобретают темно-серый, почти до черного, цвет. Центральная часть таких зон и содержит жеоды кальцита.

 

 

 

 

 

К такой зоне пиритизации приурочена и эта находка крупной жеоды кальцита (18,5 см).

 

 

В светлых известняках минерализованные полости также встречаются, но они меньше по размерам и реже.

 

 

Две находки порадовали особенно. Первая – это цистоидея, замещенная кальцитом. Вообще, такие «ядра» кальцитовые – не редкость в наших местах. Во время низкой воды по глинистым берегам того же Волхова их можно набрать ящик, особо не напрягаясь. Точнее, напрягаясь из-за обилия выступающих там местами боеприпасов времен ВОВ. Помню, как в детстве и немного позднее, чего только не находили в местах, где шли жестокие бои за овладение хорошо укрепленными немецкими позициями, которые тянулись прямо вдоль береговой линии реки… Но, как говорит Леонид Каневский в своей передаче на НТВ: «это уже совсем другая история». Вернемся к нашей алексеевской цистоидее. Вот она на фото:

 

 

Необычность ее в том, что она замещена не белым, а медовым кальцитом, цвет которого к центру сферы сменяется на белый. А внутри еще присутствуют сростки кристалликов кальцита, с «иголочками» марказита. Очень забавный образец.

В руки она буквально «шла сама» - мне не пришлось ничего колотить или ковырять, ибо я на нее чуть было не наступил. Таким же образом, дожидался на поверхности и этот крупный для карьера 4,5-см кристалл кальцита в жеоде:

 

 

Необычность его в том, что и он сам, и кристаллики в жеоде содержат включения сульфидов. Наверное, самое время рассказать и о сульфидах, которые нам посчастливилось найти. Основная масса включений — это пирит и марказит. Сфалерит встречается в виде единичных серых кристалликов. Для более подробного изучения включений пришлось на работе растворить пригоршню кристаллов кальцита, после чего детально рассмотреть остаток под бинокуляром. Марказит образует вытянутые и уплощенные кристаллы, визуально еще отличаясь от пирита зеленоватым оттенком. Сростки кристаллов марказита между собой и его сростки с пиритом завораживают.

 

 

 

Жаль, конечно, что размер такой красоты не превышает 1-2 мм. Даже не подавляющая часть, а практически все найденные кальциты содержат включения сульфидов. Соотношение пирит/марказит составляет примерно 2/1. Сфалерит, напомню, встречается значительно реже.

 

 

Красиво смотрятся образцы, в которых кристаллы пирита образуют присыпку по поверхности кальцита. Оригинальности придает красноватая окисная пленка, покрывающая пирит. Может, без нее и смотрелись бы образцы ярче за счет блеска граней пирита. Но нам такой необычный красноватый пирит пришелся по душе.

 

 

 

 

 

 

Кстати, не находите ли вы, что они весьма напоминают своих крымских родственников, проживающих в Лозовом?

 

 

 

 

Пока писался отчет, погода изменилась не в самую лучшую сторону. Точнее, не вся погода, а та ее часть, которая, по закону Мерфи, приходится на выходные дни – самая поганая часть, которая с дождями и мокрым снегом. Так что нам и в самом деле повезло с 9 марта.

Один этот день резко изменил наше ранее скептическое отношение к осадочному комплексу Ленинградской области как к источнику чего-то коллекционного окромя трилобитов и сопутствующих окаменелостей. И это только в одном отдельно взятом карьере! А ведь площадь развития того же отдельно взятого кукерского горизонта на территории области весьма обширна. А учитывая тот факт, что система трещинных разломов с кальцитовой и кварц-кальцитовой минерализацией пронзает не только этот один отдельно взятый горизонт, то на находки в наших краях стоит рассчитывать и дальше. Надо теперь внимательнее смотреть на обнажения известняков и кукерситов запада Ленинградской области, на стенки обрывов и речных долин. Как говорили древние: «Quiquaerit, reperit». Для тех, кому лень переводить с латыни, перевод этой пословицы звучит как «кто ищет, находит». Да будет так!

 

 

 

АЛЕКСЕЙ КЛЕПИКОВ, март 2020


Другие статьи