Горная бумага                  

 

Сегодня хочется рассказать о таком  малоизвестном широкому кругу минерале, как ПАЛЫГОРСКИТ. И в частности, о палыгорските моей родной Нижегородской области. Горная кожа, горная пробка, горная бумага…

Мое знакомство с этим минералом началось в далеком 2011 году с посещения Окуловского обнажения. Написать эти строки просто, совсем непросто оказалось  добраться до этого места: пришлось пройти долгий и не очень легкий путь, начиная от поиска литературы, и заканчивая поиском самого месторождения.

Из брошюры  Кулинич Г.С., Фридман Б.И. «Геологические путешествия по Горьковской земле»:

 

"Окуловское геологическое обнажение расположено на правом коренном склоне долины реки Оки, рядом с устьем реки Кишмы, в непосредственной близости от села Окулово Павловского района Нижегородской области.

Это обнажение является одним из стратотипов татарского яруса пермской системы.

Высота горы порядка 180 метров над уровнем моря и 100 метров от уреза Оки, которая, приняв приток Кишму, направляет всю свою силу прямо в каменистую, почти отвесную скалу.

Река активно подмывает правый берег, что обусловливает значительную активность здесь обвалов. Доказательством этого служат глыбы горных пород на бечевнике..."

 

 

Палыгорскит. (БСЭ):

 

"Палыгорскит (назван по Палыгорскому участку большого Пермского горного округа), горная кожа, горная пробка, минерал, водный силикат магния, приближённая химическая формула

Mg5[Si4O10]2(OH)2(H2O)4?4H2O. Часть Mg ..."

"Палыгорскит образуется главным образом при выветривании горных пород, богатых магнием. Встречается в осадочных породах в виде гнёзд, тонких прослоев и редко — отдельных больших скоплений.

Используется в строительстве в качестве тепло- и звукоизоляционного материала".

На территории области большое распространение имеют так называемые карбонатные породы, в нашем крае это известняки, доломиты, доломитизированные известняки, мергели, известковый туф и доломитовая мука.

Основные залежи карбонатных пород находятся в толще отложений каменноугольной и пермской систем, реже встречаются среди осадков нижнего триаса и четвертичных образований.

В один из выходных далекого уже 2011 года мы предприняли очередную попытку добраться до этого села. Предыдущие оканчивались неудачно:  нормальной дороги нет, проселочная большую часть года размыта дождями.

 


Вопреки ожиданиям и слухам, село, вернее, уже деревня Окулово, и ныне здравствует.
Не могу сказать, что мне так уж был нужен палыгорскит. Интересовало другое - по всем данным в Нижегородской области этого минерала должно быть очень много, но по каким-то причинам ранее мне он не попался. А это заводит.

Чтобы добраться,  наконец,  до цели нашего небольшого путешествия, необходимо было проехать через деревушку и спуститься на берег. Что оказалось не очень-то легко - высота берега, как мне показалось, километра полтора.

Половину дороги удалось преодолеть на машине, вероятно, какой-то транспорт туда периодически все же спускается.

Остальной путь проделали пешком, по едва заметной тропинке, сначала через лес, потом по обрывистому краю ручья, где мы чуть не были съедены летающими монстрами.

Ох и много же там комаров!

Еще при спуске я начала думать о том, как же потом подниматься.

Ну почему меня всегда заносит в какие дебри, откуда не только камни не вытащить, так еще и самим с трудом выбираться приходится.

Муж ворчал, что нормальные люди ездят в нормальные места, и что сегодня я сделаю здесь все свои дела, и больше возвращаться не понадобится.

Наконец спустились. По описаниям я ожидала несколько другую картину - красивый обрывистый берег, валуны на бечевнике и чистый пляжик. Оказалось - откос, заросший лесом, топкая прибрежная полоса, в общем, не очень уютно и комфортно.

Ну, мы ж не за комфортом лезли...

И...О, чудо! Палыгорскит я узнала сразу, хотя до этого никогда его не видела. Будто куски пережеванного коровой картона, смешанного с глиной.

 

 

 

 

Погода, ясная с утра, к обеду начала заметно портиться. Закрапал дождик. Покидав в рюкзак первые попавшиеся куски, спешно выбираемся. Не то чтобы мы дождичка испугались, но выезжать на машине по такому крутому подъему в дождь казалось проблематичным.

Обратная дорога до машины оказалась какой-то уж очень долгой.

 

 

 

Нет, не гулять мне по Хибинам и Ловозерам… (в тот момент подумала я).  И груз-то не особо большой, а напоминала я себе просто дохлую мокрую красную курицу.

Завели авто, попытались сдвинуться - из под колес дым, все воет, стоим на месте. Трава сырая, зацепиться не за что.  Как толкали, как толкали...в гору...утром-то всем на работу...

Потом мы еще раз побывали там, уже на рыбалке, но вспоминать тот второй раз совсем не хочется. Слишком уж тяжело было выбираться. И до сих пор это желание не появилось. Пока перетопчусь.

Еще одна галочка, еще одна точка на карте Нижегородской области поставлена.

 

 

Палыгорскит с этой точки был диагностирован потом в Москве Анатолием Касаткиным. Потому как мог оказаться и сепиолитом, и мангангрюнеритом, и еще чем-нибудь таким же невозможным… Но не оказался. С чем меня, собственно, и поздравили. Чистый, без примесей железа, палыгорскит.

 

В следующий раз наша «встреча» с палыгорскитом произошла в сентябре 2015 года, когда друзья из Питера (Андрей и Татьяна) решили меня навестить, и вместе мы почти случайно забрели в работающий карьер Филинское (Болотниковский) Вачского района, с целью выяснить, а что там «дают». Карьер карбонатных пород находится между селом Филинское и деревней Болотниково.

Известен он в сети благодаря находящейся там когда-то Болотниковской пещере, открытой в 2003 году. Эта карстовая пещера имела протяженность 72 метра, с высотой потолков от 2,5 до 6 метров.

На момент обнаружения она уже находилась в обваливающемся состоянии, то есть изначально была намного больше.

В настоящее время вход в пещеру завален, а большая часть ее съедена карьером.

 

 

 

 

Погода выдалась просто отличная для такой холодной осени, Андрюха говорил, что до плюс 25 днем было. Я не помню. Проведя ночь в тесной машине, всем было не радостно. Обосновавшись лагерем в лесочке, наскоро перекусили, и до карьера дотопали пехом. Шли не ко въезду, а по окружной дороге с обратной, менее приметной стороны. Что там и как, было непонятно, знакома мне эта точка только по космоснимкам.

Накатанная тяжелой техникой колея обрывалась прямо в карьер, съезда не было, к тому времени дорога уже не использовалась. Но зато на горках отвалов у самого спуска валялись небольшие, грязные и смятые, клочки туалетной бумаги.  Неужто палыгорскит? Неожиданно... Даже поджигали, настолько неотличимо от старых, размоченных водой использованных бумажек. Неподалеку, в стеночке, обнаружился и коренной выход палыгорскита.

 

 

Было очень жарко и устало как-то.

Невдалеке работала техника, и с опаской, что прогонят, припрятав находки, начали спускаться.

Где-то посередине всего этого (и спуска, и осмотра по ходу интересностей) в поле зрения образовался крутой черный джип явно с намерениями в нашу сторону.

 

 

 

 

Эх, не получилось незаметно...

Человек, вылезший оттуда, радостных мыслей не добавил. Был он строг, мрачен, и весь в черном, под цвет джипу. Мы аж притихли все...

Тут пришлось вспомнить, что это МОИ гости и ко МНЕ приехали, а значит, мне и разгребать. И горестно вздохнув, потопала навстречу. Андрюха, правда, говорит, что я, мол, и ближе была, и он сам собирался, но раз уж так удачно все у меня складывалось... Придется поверить на слово.

Не знаю, как так случилось, но расстались мы с нежданным гостем вполне довольные друг другом. Он – от общения с крутыми геологами аж из самого Питера, мы – с визиткой директора карьера в кармане и просьбой «звонить, если что...».

Это было первое и единственное полученное мной разрешение на посещение карьера. Спасибо, добрый человек! Жаль, что ты такой один оказался.

А уже в октябре того же 2015 года мне посчастливилось встретить этот уже «вездесущий» для меня минерал в работающем Кельском карьере, что в Вадском районе. Попадается он также и в обнажении Великий Враг (это уже берег Волги)

Вот так часто и бывает. Годами ищешь, ищешь, и ничего, и никак. А потом как попрет… ))) Наверное, надо просто научиться не только смотреть, но и ВИДЕТЬ…

 

 

 

 

 

ЮЛИЯ ПЕРЕПЁЛКИНА, НИЖНИЙ НОВГОРОД


Другие статьи