Галина Федоровна Анастасенко

 

 
                                                                                                                                                                        Бороться и искать, найти и не сдаваться
 
Самая большая  роскошь для человека - это роскошь человеческого общения. Бывает, мимолетная встреча, случайный разговор меняют всю дальнейшую жизнь человека, остаются в памяти навсегда. Такой оказалась для меня встреча с Галиной Федоровной Анастасенко.

В интернете есть только несколько скупых слов об этой замечательной женщине: «Г.Ф. Анастасенко родилась 23 августа 1931 г. в Ленинграде. На ее детство и юность выпали тяжелые годы блокады и послевоенного времени. В 1955 году Галина Федоровна с отличием окончила кафедру минералогии Ленинградского государственного университета и была распределена на работу в Научно-исследовательский институт геологии Арктики (НИИГА). В 1965 г. она поступила в аспирантуру, на кафедру минералогии ЛГУ и в 1970 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию, которая легла в основу ставшей классической монографии "Бороносность траппов северо-запада Сибирской платформы" (1978 г.). С 1969 г. главное место в её активной разносторонней научной и организационной деятельности занимает музейная работа. Благодаря усилиям Г. Ф. Анастасенко, экспозиция минералогического музея СПбГУ была полностью реорганизована, не прекращается пополнение музейных коллекций новыми образцами, налажены тесные контакты с отечественными и зарубежными коллегами. С 1988 г. минералогический музей является постоянным участником международных минералогических выставок (Краков, Варшава, Прага, Марбург, Гамбург, Мюнхен). Она явилась инициатором организации и проведения Международного симпозиума, посвященного фундаментальным проблемам минералогии, музееведения и истории науки, ставшего с 1995 г. традиционным (1998, 2000, 2002 гг.). Результаты многолетней работы Галины Федоровны по изучению истории одного из старейших в России минералогических музеев опубликованы в многочисленных статьях и двух монографиях: "История одной минералогической коллекции" (1993) и "История минералогического музея Санкт-Петербургского университета" (1998). С 2002 г. является председателем музейной комиссии Российского минералогического общества».

 

 

 

 

Но даже этой сверхкраткой информации достаточно, чтобы задуматься о понятии «русский интеллигент». Многие пытались объяснить что это такое, описать какие-то характеристики, общие черты наших интеллигентов. Но что может быть общего у рафинированного московского академика и, скажем, рыбака из якутской тайги. А послушаешь этих людей и сразу безошибочно отнесешь их обоих к одному классу. И главное тут не узкие знания, и не эрудиция, и даже не воспитанность и общая культура. Мне кажется, что интеллигентность для нашего народа – это состояние души. А описать это состояние невозможно, его можно только почувствовать. Этот внутренний негасимый огонек дает силы преодолеть непреодолимое, выжить в нечеловеческих условиях и остаться человеком, достичь всех высот в любом деле и не возгордиться, а оставаться в любом возрасте ребенком с огромным интересом ко всем и всему в жизни. Вот с каким человеком судьба подарила мне встречу.

Блокада Ленинграда. Мы теперь много о ней знаем, и книги написаны, и фильмы, и кадры кинохроники. Но попробуйте представить себя в этих условиях. Смогли бы вы выжить или хотя бы умереть, не потеряв человеческое достоинство? А каково было детям? Галина, ее брат Анатолий, мама Надежда Михайловна и бабушка остались в блокадном Ленинграде.  Отец, Федор Игнатевич Анастасенко, преподаватель ВУЗа, ушел на фронт.

 

Что осталось в памяти: съели котика… Мама  и бабушка сказали, что это голубь, а дети удивлялись, какой он вкусный. И только через много лет мама призналась своим уже взрослым детям, чьи это были косточки. Силы таяли очень быстро, и вторую блокадную зиму никто из этой семьи не пережил бы. Но в апреле 1942 года судьба предоставила им шанс в виде последней машины на Большую землю. Бабушка отказалась ехать, и через несколько дней ее не стало. А мама с детьми решилась на отъезд. Правда, сил у нее уже не было. На какой-то станции под Кировом они с сыном уже лежали, ходить могла только Галина. Начальник переправы угостил ее мандаринкой, но девочка не поняла, что это и приняла этот оранжевый шарик за мыло. Их погрузили в холодный телячий вагон. Ни у кого не было сил растопить печку. Так они и лежали на полу этого вагона, кто живой, а кто уже мертвый… Но вот какая-то  юная девушка откатила тяжелую дверь и крикнула: «Есть живые?». Увидев маму с детьми, она пообещала, что не даст им умереть и выполнила свое обещание,  отвезла к себе домой в деревню под Кировом и выходила всех троих. После войны они нашли своих спасителей, и это была трогательная встреча. А пока была война, был долгий путь в Сибирь, жизнь в эвакуации у родных, приезд в родной Ленинград, возвращение с фронта отца. Отец выжил, но получил тяжелое ранение, инвалидность. У него были повреждены ребра, пробито правое легкое, он часто задыхался. Несмотря ни на что, он работал, преподавал. Умер от ран в возрасте 58 лет.

Наверное, какие-то черты характера у Галины от отца – целеустремленность, воля, любовь к жизни. Неистребимая любовь к жизни во всех ее проявлениях помогла ей вернуться к мирной жизни, к книгам, учебе, увлечениям, занятиям балетом. После войны в Первом Балтийском училище работала балетная школа, в котором Галина успешно училась. Возможно, наша страна гордилась бы этим именем в связи с достижениями русского балета, если бы не случай. Школьная подруга – красавица Кира Мицкевич записалась в клуб юных геологов и летом съездила с клубом в экспедицию на Кавказ. Рассказы об этой поездке, о красоте природы Кавказа, о самой этой науке – геологии, навсегда изменили жизнь Галины. Она сразу и навсегда связала свою жизнь с геологией, Университетом, и уже никогда с этого пути не сворачивала.

(Лев Махлаев "Первый самостоятельный отчет": "У нас на курсе училась обаятельная девушка, неудавшаяся балерина, окончившая знаменитое училище имени А. Я. Вагановой. Балериной она не стала из-за излишней склонности к полноте, но это лишь по балетным канонам – по общечеловеческим меркам она была красавица!" )

 

Учеба давалась легко. Кстати, группа была совершенно уникальной, состояла практически из одних отличников, и этому не стоит удивляться - это было поколение целеустремленных, самодостаточных и рано повзрослевших людей. Они точно знали свою цель в этой жизн и уверенно к ней шли. В 1952 году они первыми поехали на практику в Крым, а не на Кавказ. С тех пор крымские практики не прерываются вот уже 70 лет. В 1955 году Галина с отличием окончила геологический факультет, начиналась нелегкая жизнь геолога-полевика. Девять тяжелейших полевых сезонов от Института геологии Арктики и Енисейской экспедиции, затем аспирантура, опять поля и интереснейшая работа, работа, которой Галина Федоровна занята и сегодня. Во время краткого визита в Севастопольском музее она говорила о своих планах. Надо закончить путеводитель по музею минералогии Санкт-Петербургского университета, написать еще несколько работ. Казалось бы, чем может заинтересовать такого знатока минералогии коллекция небольшого провинциального музея. Но интерес Галины Федоровны к каждому образцу был неподдельный. Она рассматривала экспозицию не меньше трех часов, многие образцы брала в руки, много интересного рассказала и о многом заставила задуматься. Потом было еще традиционное чаепитие и разговоры «за жизнь». Искренний интерес к каждому человеку, к его судьбе, к его мечтам и планам – вот еще один  органичный признак русского интеллигента.  Интеллигентом нельзя притвориться, это качество или есть в тебе, или его нет. Мне довелось встретить в жизни такого человека, и эта встреча как бы приподняла меня над  обыденной жизнью и заставила задать себе этот вечный вопрос:

 

— Эх, человек, человек... Чего тебе дома не сидится? Зачем по Земле идёшь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге?
 

 

 

 

 

 


Другие статьи