Главная  /  Статьи  /  

Галечный материал Крыма в коллекции Севастопольского музея камня

Галечный материал Крыма в коллекции Севастопольского музея камня

 

В «Маленьком принце» Экзюпери есть такой диалог: « Так вот, если окажется, что путешественник человек порядочный, тогда проверяют его открытие.

Как проверяют? Идут и смотрят?

Ну нет. Это слишком сложно. Просто требуют, чтобы путешественник представил доказательства. Например, если он открыл большую гору, пускай принесет с неё большие камни».

 

Именно этим и занимались весь прошедший год порядочные путешественники из группы поддержки Севастопольского музея камня. Больших гор мы не открыли, но больших и малых камней натащили в музей достаточно. Год не был щедр на великие исторические находки, поэтому появилось время внимательно присмотреться к тому, что находится буквально у нас под ногами.

Для того чтобы отыскать ценный образец, не обязательно снаряжать экспедицию в труднодоступные и чудом не тронутые человеком уголки полуострова, достаточно отправиться на любой галечный пляж. Вот где настоящая сокровищница различных пород и минералов. Тут всевозможные агаты и халцедоны, кварцы и яшмы, сидериты и гетиты, окаменелые деревья и замурованные в камне кораллы. А на одном евпаторийском пляже мы нашли и совершенно несвойственные Крыму змеевики, а ещё граниты, габбро и слюдистые сланцы. Там же попадалась и совсем непонятная галька, явно попавшая сюда из дальних стран. Остается только гадать, откуда она взялась на этом берегу – возможно, это балласт заморских судов, а яркие зелёные камни, быть может, когда-то использовали в качестве маркеров для изучения морских течений. Все это многоцветье искрится на солнце, завораживает и притягивает взгляд.

 

Агат. Сапун-гора. Севастополь

 

Агат. Симферопольский аэропорт.

 

А как же живописна береговая линия от Алушты до Приветного! Пляж в этом районе напоминает бесконечную шёлковую ленту шириной до 50 метров, протянувшуюся на десятки километров с запада на восток. Склоны пляжа – готовые геологические обнажения, частые оползни и неустанная работа моря заботятся о новом материале для наших поисков. Если постоянно смотреть под ноги, глаза устают от блеска – весь пляж буквально усеян кварцем. Мелкие кварцевые жилки пронизывают каждый камушек, кварцевыми щётками выстланы трещины аргиллитов из флишевых толщ, которые и составляют большую часть склонов и галечников.

 

Агат. Альминская долина

 

Но одно дело, когда галькой усыпан пляж, а другое, когда окатанными, будто отполированными, большими и мелкими камнями усеяны высокогорные участки. Вы никогда не задумывались, дорогие читатели, откуда взялась окатанная галька на яйлах и склонах крымских гор? Ведь ни моря, ни стремительных водных потоков здесь в наше время нет. При этом в некоторых местах весь каменный материал представлен исключительно валунами и галечниками. Вдумчивый и внимательный путешественник не «отфутболит» попавшуюся под ноги гальку, а бережно поднимет и задумается о её происхождении. Тот, кто хоть немного знаком с палеогеоморфологией – наукой, изучающей древние рельефы, их генезис и закономерности развития, сделает вывод о том, что он шагает по древнему морскому пляжу, подводной террасе или вдоль русла давно исчезнувшей реки.

Галечники, и современные, и погребённые, в изобилии встречаются по всему Крыму. Удивительно то, что редкие интересные образцы можно увидеть в самых неожиданных местах – на проторенных дорогах, в глухих оврагах, на виноградниках и даже на улицах городов. А насколько разнообразен их минералогический и петрологический состав! Тут и разнообразные яшмы, халцедоны, агаты, конгломераты, брекчии, трассы, кварцы (а если повезёт, можно обнаружить в этих невзрачных полупрозрачных белых шариках включения самородного золота), и окаменелое дерево…  

 

Окаменелое дерево. Мыс Меганом

 

Окаменелое дерево. Бодракская долина

Окаменелое дерево. Мыс Меганом

 

Вот на последнем задержимся на минутку. Какое же всё-таки удивительное явление природы – окаменелое дерево! Мы знаем, что органика по завершению своей жизни как правило полностью разрушается благодаря процессам разложения. Трудно представить, во что бы превратилась наша красавица Земля без этих процессов. Вся поверхность просто погрязла бы в «нетленных» останках бытия минувших эпох. Но не будем рисовать апокалиптические картины. В нашем мире всё уравновешено, и живут рядом с нами грибы, бактерии, и иные организмы. Благодаря этим незаметным труженикам органика разрушается, возвращая минеральные вещества в биосферу. «Как же тогда мы узнали о том, что на Земле жили динозавры и шумели мощной листвой леса гигантских папоротников и плавунов?» – спросит пытливый читатель. А Природа предусмотрела всё. И создала такое явление как псевдоморфизм. Любой органический объект, будь то кость животного, раковина моллюска, ствол или ветка дерева, оказавшись в особых условиях, получает шанс не исчезнуть без следа, а сохраниться, превратившись в камень. При отсутствии кислорода, высоком давлении и повышенном содержании минеральных веществ в этом органическом объекте запускается процесс замещения. Так, наша ветка вполне может оказаться погребённой под потоком вулканической лавы или пепла, под селевым потоком или слоем песка. Но как бы глубоко ни была замурована древесина, минеральные растворы до неё всё же доберутся, и тогда начнётся следующий акт великого природного спектакля: растворённые в воде соединения минералов будут осаждаться, вытесняя целлюлозу. Замещение происходит постепенно, его скорость в среднем составляет 1 мм за 1500 лет. Лучшие образцы до мельчайших деталей сохраняют форму и структуру растения. Если вам улыбнётся удача найти даже небольшую гальку окаменелого дерева, не спешите её выбрасывать. Подумайте о громаде времени, отделяющей вас от живой ветки, с которой начиналась история этого камня, и о величии законов Природы, сотворивших саму жизнь. 

Особенно удивляет своим разнообразием и красотой галечного материала юго-восточный Крым: от Судака до Феодосии. Мысы Меганом и Киик-Атлама (какими романтиками были наши предки, назвав ничем не примечательный мыс так изящно и поэтично: «Прыжок дикой козы») никого не оставят равнодушными. Великолепие пейзажей и огромный выбор разнообразных цветных пород от агатов и яшм Карадага до кварц-морденитовых трассов Святой горы и неизвестно откуда взявшихся цветных мраморов в древних галечниках – прекрасный повод для неспешных прогулок в любое время года.

 

Агат. Лисья бухта

 

Трасс кварц-морденитовый. Пляж у Биостанции

 

Удачливого и внимательного путешественника порадуют находками долины Бахчисарайского района – Бельбекская, Альминская и Бодракская. Долины эти – бесконечный калейдоскоп сменяющих друг друга картинок, каждая из которых просится на обложку глянцевого журнала. Синее небо, яркая экзотическая зелень, неприступные белоснежные обрывы и каменные хаосы, прихотливая линия водоразделов, как будто специально нарисованная талантливым художником, чтобы позатейливей и живописней разместить в ней пещеры, гроты, скалы и огромные каменные истуканы. Но чем отличается любитель камня от обычного туриста? Он не расслаблен, не глазеет попусту по сторонам. Он сосредоточенно вглядывается в землю под ногами, не устает нагибаться и подносить к глазам даже самый невзрачный камушек. Наиболее упорные обязательно будут вознаграждены выдающимися находками. И может так случиться, что первая такая находка, навсегда изменит вашу жизнь, выдав бессрочный пропуск в международный клуб любителей камня, идеальное сообщество единомышленников, на знамени которого уже сейчас начертан лозунг: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

 

Агат. Альминская долина

 

Агат. Альминская долина

Фото Дмитрия Домнина.

Находки Андрея Веденмеера и Дмитрия Домнина

 

 


Другие статьи