Фиолент – Мраморная балка.

 

«Мужчина, который не пьет, не курит и не любит женщин –

никогда не решится на дело, заранее обреченное на неудачу».

Джек Лондон. «Хмельное»

 

Сможет ли человек хоть раз в жизни взяться за дело, заранее обреченное на неудачу – вот основной критерий, по которому Джек Лондон относил людей к числу настоящих романтиков и авантюристов. Я вспомнила эту фразу потому, что и нам путешествие в Мраморную балку долгое время казалось затеей, заранее обреченной на неудачу. Эта балка  является восточной границей Фиолентовского палеовулкана. Истоки ее находятся в полукилометре к юго-западу от села Флотского, откуда она сбегает в западном направлении мимо высот Кая-Баши и впадает в Черное море в восточной части бухты Мраморной. Территория эта всегда принадлежала военным. В советские времена напротив этого места испытывали ракетные установки для атомных подводных лодок. Но и сейчас это войсковая часть, поэтому спуститься к морю по самой балке вам никто не позволит.

Остается один путь: спуститься на фиолентовский пляж и двигаться на восток вдоль берега. Ближайший пляж находится прямо под монастырем, и расстояние-то всего 1,5 км, но весь берег – это неприступные скалы, живые оползни и каменные хаосы. На этом участке побережья лишь два небольших пляжа, чудом уцелевших под нависающими над ними известняковыми осыпями. Обвалы здесь нередки и выглядят они примерно так:

http://www.youtube.com/watch?v=XXmp7diYuIM

Никому не посоветую ходить по этим склонам.

Проплыть же это расстояние с рюкзаками для обычного человека – задача невыполнимая. Наши мечты побывать в Мраморной балке так и остались бы мечтами, если бы не помощь наших китайских друзей-производителей. Среди множества полезных вещей, которые выпускает и любезно продает нам  трудолюбивый китайский народ, в наших магазинах появились доступные по цене и удобные в эксплуатации надувные лодки. Вот такие небольшие лодки и приобрели для подобных целей участники нашей экспедиции Алексей и Сергей. Думаю, эти плавсредства изначально предназначались для более спокойных водоемов, слишком уж они хлипки и неустойчивы, малейшее волнение для них губительно. Зная это их качество, мы выбрали для нашей экскурсии день, когда на море был полный штиль, да и плаванье предполагалось сугубо каботажное. И еще один момент: плавать в этой лодочке, особенно в роли пассажира, очень приятно. Но не надо забывать, что спустить ее вниз, а потом поднять наверх придется самому, а это 20 кг веса.

Наконец летним воскресным утром мы подошли к обрыву над Яшмовым пляжем. Сколько раз видела эту картину, и всегда дух захватывет от этой красоты. Величественным амфитеатром обрываются в море склоны древнего вулкана. Темные вулканические породы перекрыты мощным слоем светлых известняков. Отдельными неприступными скалами выступают в море некки. Этот палеовулкан - ровесник знаменитого Карадага, и так же, как у Карадага, большая его часть скрыта под водой. Но и та часть, которую можно увидеть, поражает своим величием и красотой. Протяженность вулканических выходов с запада на восток более 6 км. Это настолько сложный и интересный геологический объект, что описывать его должны люди, гораздо более образованные и подготовленные. И я надеюсь, мы еще прочитаем исследования, достойные Фиолента. В этом же отчете я лишь расскажу о наших впечатлениях и некоторых находках этого дня. От монастыря к пляжу ведет довольно живописная лестница длиной в 783 ступеньки.

Летом и лестница и пляж внизу многолюдны. Но, отплыв от пляжа всего на какую-то сотню метров, попадаешь в затерянный мир непуганых птиц, отвесных скал и гротов.

 

 

На камнях греются крабы, в воде, такой прозрачной, что и на большой глубине видно дно, проплывают стайки рыб, в расщелинах скал прячутся разноцветные ящерицы. Везде слышен неумолкаемый и победоносный звон тысяч цикад. Звон этот не смолкал ни на секунду и сопровождал нас весь этот долгий день. На этом побережье  всем существом ощущаешь бесконечное совершенство природы во всех ее проявлениях, и, думаю, в подобном месте Джек Лондон сформулировал свое понимание красоты: «Красота — абсолютна. Человеческая жизнь, вся жизнь покоряется красоте. Красота уже существовала во Вселенной до человека. Красота останется во Вселенной, когда человек погибнет, но не наоборот. Красота не зависит от ничтожного человека, барахтающегося в грязи».

На небольших пляжиках под известняковыми осыпями находиться опасно: осыпи как бы дышат: время от времени на берег скатываются песок и камни. Даже небольшие камни представляют реальную угрозу: они катятся с большой высоты, и у берега набирают уже такую скорость, что стали причиной нескольких трагедий за последние годы. В гальке изредка встречаются небольшие кусочки великолепной желтой парчовой яшмы, очень похожей на карадагскую (http://www.sevstone.ru/collection/tsvetnie-i-podelochnie-kamni/all/all/1314/ ):

В выходах вулканических пород хорошо просматривается подушечная отдельность.

 

А в курумниках серых вулканитов можно встретить довольно эстетичные обломки кальцит-ломонтитовых жил. Кристаллы ломонтита очень красивого бледно-розового цвета как бы завернуты в кальцитовую обертку.

 

 

Иногда встречаются плоские  кристаллы кирпично-оранжевого цвета. Что это – стильбит?

 

А вот снежно-белые изящно изогнутые веера в кальцитовом окружении – тоже ждут своего полного и правильного описания.

 

 

Лавы здесь пористые, усеянные пузырями и полостями. Полости выполнены кальцитом, цеолитами и халцедоном. Но миндалины небольшие, и минералы, их заполняющие, трещиноватые.

Наш путь лежит дальше на восток, и вот за мысом открывается долгожданная и недоступная Мраморная бухта. Это небольшой галечный пляж, окруженный отвесными скалами.

И если западный склон – это чередующиеся между собой полосы темно-серых вулканитов и белоснежных пелитовых известняков, то восточный – это уже бесконечное царство розовых, белых и оранжевых мраморовидных известняков, аналогичных тем, что добываются в Балаклаве.  Сами вулканические породы здесь пористые, ячеистые, из ячеек выпадают мелкие миндалины-горошины.

 

В Мраморной балке можно рукой дотронуться до границы вулкана.

Море и ветер образовали в известняках западного склона пещеры и гроты, фигуры на их стенах очень похожи на кружева эолового выветривания в пещерном городе Бакла.

 

Нигде на всем побережье Фиолента не встретишь такого количества мандельштейнов, здесь весь берег усеян мандельштейновой галькой. Кстати, она очень декоративна в полированном виде:

http://www.sevstone.ru/collection/magmaticheskie/all/all/1104/

Смотришь вверх на восточные двухсотметровые известняковые обрывы, и невозможно ни постичь, ни соизмерить свою жизнь с той громадой времени, которая сформировала эти склоны из мельчайших обломков раковин и скелетов обитателей древних морей.

 

Среди мраморовидных известняков восточного склона нередки кораллы и другие палеонтологические редкости.

 

Часто попадаются конгломераты с большими гальками молочно-белого кварца.

 

Интересно, не в таком ли кварце находили видимое золото, ведь к востоку над обрывом уже Караньское плато, которое тянется вплоть до Балаклавы? Караньское плато – тоже очень интересное место, именно здесь на бесконечной известняковой равнине мы находили непонятно откуда попавшие сюда глыбы трахилипарита, да еще и с кварц-халцедоновыми прожилками:

http://www.sevstone.ru/collection/magmaticheskie/all/all/1209/. Но это уже тема для другого отчета.

Наше путешествие приближалось к концу. Предстояло еще вернуться назад, к цивилизации, высушить лодки и подняться наверх к монастырю. Все это заняло несколько часов. Только когда  после полного одиночества, нарушаемого лишь песнями цикад и равномерным скрипом весел, за очередным мысом мы увидели людской муравейник пляжа,  мы поняли, что наш побег от цивилизации был лишь желанной иллюзией.

Боюсь, многим этот рассказ покажется слишком простым и неинтересным, ничего нового я не рассказала, никаких открытий не сделала. Так стоило ли писать? Этот вопрос я слишком часто задаю себе сама. И все же мы узнали много нового для себя, получили новые впечатления, их и захотелось запомнить и изложить. И тут я не могу не вспомнить слова великого романтика и мыслителя Джека Лондона: «До чего трудная задача - передать чувство, ощущение такими словами, на бумаге или вслух, чтобы тот, кто читает или слушает, почувствовал или ощутил то же, что и ты».

 


Другие статьи