Чумацкий шлях
Я зачерпну из Млечного Пути…
Нет оправданий тому, что на сайте, посвященном минералам Крыма, не было еще ни одной статьи о галоидах, а ведь эти минералы с незапамятных времен здесь добываются и составляют гордость полуострова. В настоящее время в этом классе известно около 200 минеральных видов, но в этой статье речь пойдет о галите, тем более что начало осени – время его добычи и заготовки. Но причем здесь Чумацкий шлях, спросит любознательный читатель. Обратимся к вездесущей Википедии: «Чумацкий шлях (Соляной путь) - полоса шириной 7-10 км из аномально соленой земли в Крыму и на северном побережье Черного моря, образованная искусственным путем. Именно по этой дороге из Крыма веками вывозили соль». Но вот что удивительно: одновременно «Чумацкий шлях» — это украинское название Млечного пути, который ночами рассматривали чумаки, неспешно едучи на своих возах, запряженных волами, по степям южной Украины.. Как все же точен и поэтичен бывает народный язык. Так и представляешь ночной привал соляного обоза где-то на берегу Днепра, бесконечное звездное небо над головами чумаков и бессмертные ломоносовские строки:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
А.,может, сама дорога, усыпанная солью и сверкающая на солнце, напоминала чумакам звездное небо.
В наши дни в Крыму все также производят садочную соль, поэтому мы с мужем решили совершить небольшое путешествие на солепромыслы в первое воскресенье осени. Путь наш лежал к озеру Сасык-Сиваш, которое находится между Саками и Евпаторией. На этом озере добывает соль кооператив с кратким, но емким именем «Галит».
Скажу сразу: поездка вышла не совсем удачной по той причине, что в воскресенье кооператив не работает. Нам не удалось увидеть сам техпроцесс и работу оборудования, на бурты соли пришлось смотреть издалека, а информацию о производстве выведывать у сторожа. Правда, сторож оказался весьма любезным и словоохотливым, ответил на все вопросы. Для начала мы побродили между соляными чеками. Впечатление такое, что находишься на чужой необитаемой планете. Земля под ногами, покрытая тонкой соляной коркой, сверкает алмазным блеском, вода цвета розового фламинго довершает сюрреалистичность пейзажа.
Если вы захотите подойти ближе к воде, сделать это будет непросто: соляной наст у воды совсем истончается, и можно легко провалиться по колено в вязкую, черную, похожую на нефть, грязь. Но если вам все же это удалось, да еще вы нашли в воде какой-либо посторонний предмет – корягу, доску или любой другой мусор, то считайте, что вам повезло – любой предмет в рапе сразу обрастает великолепными прозрачными кристаллами соли. Надо только их аккуратно извлекать из рапы, что тоже непросто – буквально через несколько минут пребывания рук в рапе возникает ощущение жжения. Даже не верится, что всего в нескольких сотнях метрах на запад беспечно загорают отдыхающие на берегу моря, работают аквапарки и другие развлечения.
С одной стороны небольшого перешейка – Черное море, с другой – наше озеро, разделенное дамбой на две одинаковые части. А на разделительном перешейке - соляные чеки. Площадь солепромысла 362,5 гектара, но всего лишь на 32-х гектарах добывают соль (четыре бассейна по 8 гектаров), все остальное – это подготовительная система и система сохранения рапы. Раньше в Крыму было несколько солепромыслов, сейчас остался только один – Сакский. Соль здесь добывали еще 2,5 тысячи лет назад, но современный солепромысел ведет свою историю с 1853 года, когда по проекту немецкого инженера Гофмана были построены первые чеки. Бассейны образуют каскад, каждый на 10 см ниже предыдущего. Это для того, чтобы вода, в случае необходимости, шла самотеком. Добыча морской соли, в отличие от добычи каменной, процесс куда более трудоемкий и затратный. Все фанаты и патриоты крымской соли не забывают упомянуть несколько исторических фактов, демонстрирующих высокое качество продукта. Наиболее значимый из этих фактов – Всемирная Парижская выставка 1912 года, на которой крымская розовая соль заняла первое место, удивив всех запахом фиалки. По вкусовым качествам это одна из лучших солей в мире. Даже турецкий султан при потере Крыма ни о чем так не сокрушался, как о потере соляного прииска. Султан настолько жалел, что потерял розовую соль в Крыму, что в декрете о мире оговорил пункт, по которому Россия обещала торговать этой солью с Турцией. Во время Великой отечественной войны солевой раствор вводили раненым в качестве кровезаменителя – по своему составу он близок к плазме. Немцы 2 года добывали здесь соль и отправляли ее в Германию.
Никакой дополнительной химии для получения соли здесь не используют. Морская вода подается в испарительную систему, превращается в рапу, и дальше при увеличении плотности – в осадочную рапу. Живые организмы в ней не выживают, кроме микроводоросли Dunaliella Salina. При попадании в рапу пресной воды эта водоросль расцветает розовым цветом, да еще и продуцирует очень полезный для человека бета-каротин. Бассейны окрашиваются в розовый цвет, а в воздухе разносится запах фиалок. Именно эта водоросль и делает крымскую соль уникальной. Соль в Сасык-Сиваше добывают раз в год. Процесс делится на несколько этапов: испарительный (когда готовится рапа), садковый (соль выпадает на дно бассейна), уборка соли и укладка ее в бурты, затем дно бассейна отглаживают и сушат (где-то до конца апреля). Когда дно, высохнув, потрескалось, открывают шлюзы и заполняют бассейны рапой. Растет соль три месяца, образуя слой до 10 см. Солеуборочный комбайн срезает пласт соли, затем ее дробят и складируют вдоль садочных бассейнов. Очень хотелось бы увидеть всю эту технику своими глазами, тем более, что она раритетная: комбайн выпуска 1934 года. Но главный артефакт – это уникальная дубовая труба диаметром 1,5 метра. Построена она в 1917 году местными бондарями и до сих пор работает. Ее пытались заменить металлической, но через 2 – 3 года агрессивная среда металл разъедает. Как-то французы предлагали заменить ее на пластиковую за 5 миллионов евро (обещали, что прослужит 20 – 30 лет), но денег таких у промысла нет. Так что пока старая труба все еще служит верой и правдой.
Узнав всю эту бесценную информацию, мы все же вспомнили о главной цели своего путешествия – заготовке коллекционных образцов. Но так как на территорию кооператива путь был закрыт, а в окрестностях крупные кристаллы нам не встретились, то самым логичным следующим шагом был звонок другу. А друг у нас в Евпатории только один – Юрий Ходаковский или просто Юра, главный эксперт по евпаторийской гальке, а теперь уже и по галоидам Крыма.
Через полчаса в центре Евпатории в шикарной Юриной квартире мы рассматривали его коллекцию и прекрасные образцы соли, которые в результате получили в подарок.
Оказалось, что Юра тоже озаботился заготовкой соли и совершил марш-бросок по соленым озерам северо-западного Крыма. Но свою золотую жилу он нашел в центре Евпатории на территории грязелечебницы у озера Мойнаки.
Туда мы и направились в сопровождении нашего проводника. Т.к. лечебная грязь – это полезное ископаемое, то хотя бы пару слов напишу об этой лечебнице на озере. Местные жители рассказывают об этом месте со смешанным чувством гордости и печали: гордости за славную двухвековую историю курорта и печали оттого, что все здесь пришло в упадок, курорт закрыт и разрушается на глазах. Среди интересных исторических фактов знатоки-краеведы не забывают упомянуть события Великой отечественной войны: «Грязелечебница сильно пострадала, там размещался немецкий завод по ремонту танков. Оккупанты вывезли из Сакского и Мойнакского озёр огромное количество лечебной грязи. Немецкая железнодорожная ветка пролежала у озера ещё почти тридцать лет. До сих пор вывезенная грязь хранится в Альпах, в специально вырубленных ваннах». Сейчас же бывший курорт представляет собой жалкое зрелище, чеки разрушены и завалены мусором, кое-где виднеются черные вымазанные в грязи фигуры отдыхающих. Но где они смывают с себя свое лечение – совершенно непонятно. А вот для наших задач мусор как раз оказался полезным – на шинах, досках и еще каком-то мусоре и выросли самые красивые друзы розовой соли.
За несколько дней Юра разработал технологию добычи: извлекает кристаллы, оставляет их на сутки для просушки (так они становятся прочнее), опускает в рапу красивые веточки, которые за пару дней покрываются гирляндами кубических кристаллов. Извлекая очередной кубик соли из рапы, ощущаешь себя по меньшей мере первопроходцем, открывшим золото Клондайка. Жаль только, что ближайший дождь разрушит всю эту красоту.
И перед нами теперь стоит неразрешимая задача – сохранить кристаллы в первозданном виде. Кроме того, надо постараться приехать в кооператив «Галит» на экскурсию, увидеть весь процесс своими глазами, в этом случае вас ждет продолжение соляной эпопеи. И последнее. Не могу не упомянуть, что недалеко от этих мест, а именно на Сакском озере работал когда-то и академик Ферсман. Он принимал непосредственное участие в трудоемких полевых исследованиях наравне с другими, без скидки на ранги. Его ученик А.И. Дзенс-Литовский так описывает работу на Сакском озере:
«С раннего утра мощная фигура Александра Евгеньевича маячила на озере, дамбах и перемычках озера и соляных бассейнов... С геологическим молотком в руке, двадцатикратной лупой на груди и оттопыренными карманами, набитыми образцами озерного гипса и друзами различных солей, он босиком, засучив брюки, бродил по колено в соляной рапе озера».
Итак, Сакское озеро – наш следующий объект для поездки на северо-запад Крыма.
Другие статьи