Полярный Урал 2015

    

Люди едут зимой на Юг. Я же предпочитаю летом на Север…

 Двое суток на Север 

                                                                                  от березовых рощ

                                                     Вдоль полей иван-чая

                                                                                   в Заполярье под дождь

                                                     Едем поездом душным 

                                                                                   к удивленью толпы

                                                     Чтоб душою отмыться

                                                                                   от людской суеты…

 

Изначально все пошло не так… Мы планировали посетить Полярный Урал, его горный массив Рай-Из, причем двумя вылазками. Вначале мы планировали сделать из Харпа набег к подножию г. Черная за сизо-голубыми корундами, затем – вернуться, проехать на поезде до ст. «Полярный Урал» и отправиться к истокам ручья Нырдвомен-шор за демантоидами, жадеитом, нефритом и топазолитом. Но буквально за день до отъезда узнали, что год назад в Нырдвомен-шоре сделали заказник. Можно было оформить документы, но времени уже не оставалось. Пришлось ограничиться первой точкой. Были и другие проблемы. Лето выдалось дождливым. Вода в горных реках высокая. Удастся ли форсировать? Гидрометцентр прогнозом тоже не радовал. На всю поездку обещаны дожди. Температура в Харпе по прогнозу +15 днем и + 9 вечером. Это значит, что в горах будет +10/+5. Но эти цифры тоже ни о чем. Ведь на ветру температура кажется ниже. А массив Рай-Из славится самыми сильными на Урале ветрами. Два человека, побывавшие там, именно по этой причине всячески отговаривали меня ехать туда. Почитав описания походов по Полярному Уралу, я убедился в том, что это не выдумки. Особенно впечатлил рассказ одного туриста, пересекшего массив по хребтам. Он описывает, как наверху ураганный ветер передвигает мелкие камни. Руки в перчатках он там таки отморозил. И это в августе… Не важно, что описывались не совсем те места, куда мы собирались. На том момент весь массив мне представлялся единым местом. Мысленно я уже получил дозу адреналина только от того, что представил себя в такой ситуации… «Но если я чего решил, то выпью обязательно!» (В.Высоцкий). «У природы нет плохой погоды – есть плохая одежда!» (Народная мудрость). И я купил термобелье и ветрозащитную мембранную куртку. За что потом неоднократно сказал себе «спасибо».

Итак, мы с Маугли едем на Полярный Урал к проявлению сизо-голубых корундов у подножия г. Черная. На данный момент это проявление практически не описано. Во всяком случае, мне удалось лишь на одном сайте найти единственную фотографию корявенького образца оттуда. Нам же информация об этом проявлении досталась через вторые руки от весьма не молодого геолога, который когда-то работал на Полярном Урале. Причем сообщили нам привязку с условием не рассказывать о ней, поэтому точных ориентиров ждать от меня не следует. Впервые я еду не с человеком, который знает, где копать, а лишь с привязкой. Посмотрим, что из этого выйдет…

Несколько слов о моем спутнике: Маугли – камнелюб, ювелир и инструктор по туризму, за плечами которого тысячи километров походов.

И вот мы в поселке Харп, что в переводе с местного означает «Полярное сияние». Полярного сияния мы не увидели, т.к. стоял полярный день. Харп известен тем, что рядом находится рудник хромитов и тем, что в самом поселке Харп находятся две колонии: №3 для особо опасных и «Полярная сова» - для пожизненно осужденных. В «Полярной сове» сейчас сидят, например, битцевский маньяк и бывший милиционер майор Евсюков, застреливший в магазине двух и ранивший 6 человек. Огромное серое плоское здание без окон, окруженное четырьмя рядами колючей проволоки, производит тягостное впечатление. В Харпе нас встретил обещанный дождь и хозяйка частной гостиницы-квартиры Лариса, которая организовала нам бесплатный трансферт до хаты, где было «все включено» по туристскому варианту. Там я впервые попробовал хариуса. Свежепойманный хариус слабого посола бесподобен!!! Лариса оказалась весьма разговорчивой особой. Ее рассказ о жизни в Харпе заслуживает отдельного повествования, но, к сожалению, не вмещается в рамки отчета. И тут дождь закончился, и начался ливень.

- Кто привез плохую погоду?, - спросила Лариса.

- А что, то, что было до этого – это была хорошая? – насторожились мы.

- Да, такого еще не было.

Ну вот… Приплыли…

- А что, вода теперь сильно поднимется?

- Да она и не спадала еще в это лето.

Чем дальше – тем веселее…

Но утром погода оказалась на удивление хорошей. Такси доставило нас к околице: шлагбаум на границе поселка с охранником. Пешие пройти могут, а вот на машине – не так-то просто. Мы надели рюкзаки и сделали первые самостоятельные шаги по гостеприимной земле Полярного Урала. Комары и мошка радостно загудели. Но вскоре их гул заглушил гул приближающегося попутного рудовоза, который подбросил нас до нужного места. Пока ехали, задавали водителю вопросы на интересовавшие нас темы.

- А как здесь с медведями?

- Да их уже три года как нет!

Ага, как же… Как он ошибался! Но об этом позже…

Рудовоз высадил нас там, где мы попросили, и скрылся, прощально бибикнув. Вот и Билайн сказал нам «Пока!». Мы остались втроем: Маугли, я и Погода. Ибо Погода с ее характером оказалась полноправным участником событий – Урал-то Полярный все-таки… Но об этом позже…

    

Описывать наше хождение вглубь массива Рай-Из можно долго. Всего было много и интересно: прыгали по курумникам (россыпи крупных обломков скал), преодолевали реки, болотины и перевалы, шли по снежникам через ущелья. Но из всего пути больше всего запомнилось болото – оно больше всего вымотало. Один раз я там таки провалился, зачерпнул сапогом чуток, еле его вытащил. Поднялись вверх, стали обходить болото, прыгая по коричневому курумнику. Есть шанс подвернуть ногу, но уж лучше курумник, чем эта жижа. Время идет, мы тоже не стоим. И в конце-концов доходим до того места, куда хотим попасть. Уф! Наконец-то…

Еще не успели обустроить лагерь, как Маугли вскрикнул: «Медведь!». Огромный медведь пасся на голубичном поле в ста пятидесяти метрах.

Ветер дул от нас в его сторону. По идее, учуяв нас, он должен уйти. А если он учует не нас, а привезенную нами колбасу? Рацион медведей на Полярном Урале скуден. А голод – не тетка… Решили шуметь и застучали тарелками-котелками, засвистели в специально привезенный для таких случаев свисток. Как он бежал! Галопом вверх по курумнику за гребень косогора. Секунд пятнадцать мы видели только его колыхающийся толстый зад. И что любопытно: в зоопарке приятнее видеть морду медведя и ближе. А на природе – зад и дальше… Ура, мы прогнали медведя! Это покруче чем смотреть «Парк юрского периода» в кино в 3D!

Обустроили лагерь и двинулись искать конкретную точку привязки. И вскоре нашли. Проявление сизо-голубоватых корундов находится посреди курумника. Когда-то там проходила жила анортита. Время и анортит разбило на отдельные курумины. А затем снег и вода растащили эти курумины в стороны. Но в целом определенная локализация прослеживается. В этих куруминах анортита и прячутся сизо-голубоватые корунды. Курумины анортита в свою очередь прячутся среди курумин гипербазита. Анортита среди гипербазита не так уж и много. Надо искать сначала анортит, а потом в нем могут попадаться корунды. Анортит там представлен белый и розовый. Но в белом встречается мелкий корунд, а крупный корунд следует искать в розовом анортите. И мы приступили к поискам. Как ни странно, в первые же полдня мы нашли замечательные крупные образцы, что нас очень вдохновило на новые поиски.

Поиски были просты – обыкновенная каторжная работа: перекидывай, перетаскивай, перекатывай курумины весом до 50кг. В надежде, что под ними обнаружится заветный анортит. Я выкопал очередной окопчик глубиной с человеческий рост. Последний раз я так заглублялся на Алтае.

Потом мы изменили тактику поиска и стали бегать по курумнику в зоне локализации, заглядывая под каждую курумину. И если там, как казалось, лежит что-то перспективное – начинали докапываться до него. Через несколько дней мы поняли, что хватит уже искать – все равно нам больше уже не вынести на себе. И мы стали отделять лишнюю породу. Кувалда + зубило = страшная сила! Более интеллигентно выражаясь мы приступили к первичному препарированию образцов. И в итоге для доставки домой напрепарировали килограмм 35…40 образцов.

Пока махал кувалдой, пардон, препарировал образцы пытался понять габитус кристаллов. Габитус разный. В основном это несиметричное веретено. Один конец длинный, другой - короткий. Но бывает и оба конца короткие. В таком случае призматическая часть более выражена, чем у несиметричных веретен. Встречаются чисто призматические кристаллы, но они, как правило, мелкие. Что же касается размеров кристаллов, то максимально что мы нашли: 12см по длине и 3,5см по толщине (по граням). Поверхность кристаллов покрыта тальковой рубашкой. Мне еще предстоит проводить чистовое препарирование – очищать кристаллы от этой рубашки, от корочек анортита и т.п. В куруминах анортита кристаллы корунда ориентированы хаотично. И зачастую в одном куске анортита сидят разнонаправленные кристаллы. При отбивании породы удается учесть спайность только одного кристалла. Другим кристаллам везет меньше… Но иногда удавалось спасти и разнонаправленные кристаллы. Поскольку времени на эту точку у нас оказалось больше, чем мы планировали изначально, мы успели обследовать прилегающие территории. И еще в одном месте обнаружили розовый анортит с небольшими корундами в нем. Кроме того встречался эпидот, эгирин, роговая обманка, жильный очень симпатичный яркий молочный кварц.

К сожалению, наше пребывание там омрачилось новостью, которую мы узнали чуть позже – уже выходя из массива. В те дни, когда мы ходили по снежникам, на снежнике соседней г. Хадато разбился руководитель группы туристов Виталий Удалов. Соскользнул с вершины снежника и улетел вниз с карниза. Маугли его знал.

На рыбалку мы не пошли, хоть удочка была с нами. Дело в том, что в сторону реки убежал наш знакомый медведь, и второй раз встречаться с ним мы не планировали. Но зато пошли посмотреть место, где он пасся. Что ж, медведь не дурак… Там оказались самые плодовитые черничники. Потом там паслись мы. Грибов в этом году по словам местных было неимоверно много. Грибы в тундре крупные – выше берез. Правда, березы мелкие – карликовые. За два дня до отъезда, когда мы бродили по медвежьему полю, мимо нас, натужно рыча, проехали два вездехода. Мы по опыту копателей спрятались от них от греха по-дальше. Мдя… Потом мы жалели об этом. Надо было сваливать вместе с этими вездеходами. Но об этом позже…

А теперь о третьем участнике нашей экспедиции – Погоде.

Заброска – погода для заброски идеальная. Дождя нет, ветра нет, солнца почти нет.

День первый – неожиданно сильное солнце, жара, безветрие. Вот тебе и прогноз погоды! Это ж надо умудриться за все лето сгореть на солнце именно на Полярном Урале!

День второй – см. день первый. Снежники тают. Вода в ручье поднимается на 7 см – контролируем по воткнутой щепочке. Это плохо, что поднимается – труднее будет форсировать на обратном пути.

День третий – небо серое, ветер 10м/с

День четвертый – низкая дождевая облачность, горы в облаках, периодически дождик. Ветер 15 м/с. Причем направление ветра изменилось, и теперь он дует навстречу, если мы соберемся уходить.

День пятый – небо черное, ливень целый день, ветер встречный 20м/с. К вечеру ливень прекращается. С опаской вылезаем «на улицу». Ничего себе! Как все изменилось… Всюду вода. С гор бегут ручьи, которых раньше не было. Рядом с лагерем забил гейзер 10см. Гейзер на Урале?! Нет, это вода по трещине просачивается откуда-то сверху горы и фонтанирует под давлением. На ровных местах лужи и озерца. Теплый дождь сильно растопил снежники. Ближайший ручей, который мы перепрыгивали по камням в кроссовках, превратился в широкий бурный, белый от пены поток. Вода течет над карликовыми березами уже по берегам. Курумник от дождя скользкий – можно сломать ноги. Болото стало еще труднопроходимее. Реки форсировать не удастся. Перевалы в тумане. Все – мы в ловушке. Циклон может длится неделю, а поезд через три дня. Но это на самом деле ерунда. Еды на 5 дней + грибы/ягоды. Вполне можно пересидеть. Но что будут думать родители, если я неделю не буду выходить на связь после озвученной даты и не приеду своим поездом?

- А ты не предупреждал, что такое может быть? В горах это в порядке вещей, - спрашивает Маугли.

- Нет, такое у меня впервые…

Остается два дня до того момента, как родители начнут нервничать. В голову лезут разные героические планы, как пробиться через непогоду и дать им знать. От этого мысленного экстрима еще хуже. Но сделать ничего нельзя. Надо сидеть ждать.

День шестой – ливень возобновился с новой силой, встречный ветер усиливается. 20м/с с порывами до 25м/с. (Потом в Харпе нам сказали, что у них было 19м/с. В горах естественно больше. Значит, ощущения меня не подвели). Колышек-измеритель уровня воды смыло. Коньяк закончился. Последний глоток сделал «За успешное завтрашнее возвращение».

- А ты Богу налил, - спрашивает Маугли.

- Нет, но тут чуток осталось. Наливаю Богу.

День седьмой – что-то изменилось… С утра нет дождя. Встречный ветер 15 м/с. Появляется маленькое голубое пятнышко. К 12ти часам пол неба голубое.

 

Решаем сваливать пока не закрылось погодное окно. Вообще-то мы планировали идти обратно два дня, ну полтора… Совершаем подвиг – груженные каменьями, ничего не бросив из них, выходим за один день. Рады были бы любому попутному вездеходу, но их нет. И судя по размытым следам – нет уже давно. Уже при луне с камнями, но без сил, выходим к сторожке. Там есть надежные стены, там уже берет Билайн. Можно спокойно ждать вездехода через реку – самим не перейти. Упс… В сторожке люди. А ведь считалась пустой. И судя по запаху того, чем они топят, – это не туристы... Неужели и здесь сделали заказник? А вдруг отберут нажитое непосильным трудом? Нет, лучше уж помучиться… Останавливаемся, не доходя сторожки, за пригорком. И тут, о чудо!, на встречу через реку едет вездеход! Голосуем, просим перевезти. Мужик вцелом благожелателен, но разворачиваться отказывается.

- Через шесть часов поеду обратно – заберу Вас. Идите в сторожку – спите.

Как же… «не для этого старик Яков гремел кандалами, не для этого всходил на эшафот!». Береженого бог бережет. Разбиваем палатку в зоне невидимости для егерей. Ставим будильник, ложимся спать. Утром в назначенное время вездехода нет… Пол часа нет. Час нет. Через два часа появляется.

- А чего это Вы не в сторожке? – удивляется мужик.

- Да тут свежий воздух, красивое озеро. Природа… Мы же за этим приехали, - отвечаем мы. И заметьте – не врем при этом!

К сторожке подъезжаем уже в вездеходе. Вроде как под защитой местного. Егеря смотрят на нас, записывают в книгу, так же заносят данные про медведя.

- А говорили, медведей нет.

- Как это нет? Да их тут полно! – удивляется мужик, - только я двух в этом сезоне видел.

Вот уж точно – меньше знаешь – крепче спишь… Мы на вездеходе благополучно форсируем реку и добираемся до Харпа. Вот такая вот экспедиция, такая вот история. Остается препарировать образцы и ждать новых поездок. Есть тут одна задумка…

И вот спустя некоторое время демонстрирую почтенной публике уже отпрепарированные образцы:

ЛЕОНИД ИОФФЕ (https://www.leonmin.ru/)

Ждем отчет о поездке на Камчатку.

 https://www.leonmin.ru/kratko-o-sebe/


Другие статьи