Кузьмичевы камни

 

Из сизой мглы, над морем вдалеке

Встает стена... Но сказ о Карадаге

Не выцветить ни кистью на бумаге,

Не высловить на скудном языке.

М.Волошин

 

Сколько человек мог бы сделать полезного, если бы не тратил время на пустяки. Беда в том, что очень часто мы категорически отказываемся думать о  полезных и нужных делах, предпочитая бессмысленные с точки зрения здравого смысла мероприятия. Человеку необходимо хотя бы изредка вырываться из оков обыденности, и происходит это чаще всего весной. Именно весной мы вспоминаем бессмертные слова Исаака Бабеля: «Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень». Вот и в этом году апрельское солнышко в очередной раз пробудило в наших душах давно казалось бы угасший огонек романтики и авантюризма. Решено было отправиться на восток Крыма, к подножию Карадага.

В этой поездке было много удивительного, но больше всего поразила сама дорога от Севастополя до Судака. Вдоль всего пути идет грандиозная стройка. Иногда кажется, что огромный великан решил поучаствовать в творческом конкурсе с авторами рисунков пустыни Наска и играючи изображает на поверхности полуострова мегалитические линии, дуги, петли и восьмерки. Количество копошащейся вдоль трассы техники исчисляется в тысячах штук, некоторые холмы и горы исчезли, зато появились новые. Масштабы стройки действительно изумляют.

 

 

 

фото из интернета

 

Но как бы поразительны ни были дела рук человеческих, в этой поездке в соревновании с ними победила все же природа. Цветет сейчас все: от бесконечных коллективных садов до выкорчеванных еще осенью коряг вдоль дороги. Впечатление такое, что воздух кардинально поменял свой состав, и кислород с азотом полностью заместились одуряющим цветочным ароматом.

 

 

Когда мы свернули с трассы в Козскую долину, сады сразу же сменились бесконечным частоколом виноградников.

 

 

Но вот уже и Биостанция, бюст Вяземского, уютный парк, близкий шум прибоя, и наш друг и хранитель местных обычаев Виктор.

 

 

Первоначально мы планировали выйти с Виктором в море на его лодке и осмотреть древний вулкан с моря, но переменчивая апрельская погода (ветер и волнение моря в 3 балла) внесла в наши планы свои коррективы – решено было пройтись пешком до Кузмичевых камней.  

Теперь цитата из описания Карадага на сайте Вебминерал: «Карадагский вулканический массив в общем плане представляет собой прибрежную дугу, вытянутую с юго-запада на северо-восток (хребты Карагач – Хоба-Тепе – Магнитный – Кок-Кая), и сложенную преимущественно магматическими породами. Возраст: юрский период (по разным оценкам - поздний байосс; поздний байосс – ранний бат; поздний келловей - киммеридж), последовательность образования и петрографический состав вулканитов являются предметом дискуссий».

Если двигаться по пляжу от Биостанции к Карадагу, то Кузьмичевы камни – это конечная точка пешего маршрута, дальше только по воде. Название свое эта небольшая бухточка получила  в двадцатые годы прошлого века благодаря  плотнику Карадагскои биостанции - Кузьме, который любил здесь рыбачить. По другой версии Кузьмич - это его отчество. От станции на протяжении 500—600 м берег сложен юрскими темносерыми глинами, которые у подножья хребта Кара-агач сменяются изверженными вулканическими породами, спилитами и базальтами, залегающими в виде отдельных покровов. Весь берег усеян большими и малыми глыбами отторженцев, упавшими с основного массива Карадага. Кузьмичев камень — один из таких массивов. Здесь много следов недавних падений глыб.

Создается впечатление, что ты сам участник этих грандиозных геологических процессов, настолько ярко и отчетливо видны их следы в нависающих над пляжем скалах.

 

 

 

Опунция на склонах Карадага

 

В прибрежной гальке среди пятнистых мандельштейнов и зеленых трассов изредка можно встретить миндалины халцедонов и сердоликов.

 

 

 

 

 

А в больших и малых скатывающихся с гор обломках – самые настоящие минералогические сокровища – цеолиты. Чего здесь только нет: и кирпично-красные блестящие черточки гейландита, и крупные полости с кальцитом и анальцимом, миндалины, заполненные снопиками прозрачного мезолита и натролита, морденит, стильбит, томсонит…

 

 

 

 

Многое бы  мы пропустили, если бы не зоркий глаз наших друзей – Анны и Ивана, местных жителей,  влюбленных в эти камни. Любовь эта настолько искренняя и всепоглощающая, что стала их образом жизни – оба они ювелиры, а сырье для своих произведений добывают сами в таких прогулках по любимыми с детства местам.

 

 

скала Левинсона-Лессинга

 

Кузьмичевы камни

 

Шумел прибой, в ушах свистел ветер, кричали чайки и какие-то другие птицы, с гор с грохотом скатывались камни, но нас не оставляло ощущение полнейшей тишины и неприкосновенности природы. Казалось, что ничего здесь не изменилось с юрского периода, и затерявшийся в стае чаек птеродактиль никого бы не удивил.

 

 

акварель Максимилиана Волошина

 

Так закончилась наша небольшая прогулка. А вот как выглядит уголок квартиры наших друзей и их работы.

 

 

 


Другие статьи