Главная  /  Статьи  /  

Как мы искали и не нашли, но ничуть не расстроились.

Как мы искали и не нашли, но ничуть не расстроились.

 

Осень 2018 года в Питере выдалась тёплая, несмотря на то, что в октябре несколько дней землю укрывал снег, а температура не поднималась выше 0 градусов. Глядя в окно на зеленую траву и на легко, не по сезону, одетых горожан, вспомнил я осень 2012 года. Сентябрь тогда тоже выдался на редкость солнечным и не холодным. И подарил нам тот сентябрь короткую, но интересную поездку.

Идею найти шахту Фадден-Келлен (Фадден-Келья) или, по-простому Фаддейка, мой приятель Роман вынашивал целый 2012-ый год. Началось все с того, что попался ему на просторах интернета материал, в котором описывались гематитовые копи Тулмозерского завода, что располагался в Южной Карелии (современный Пряжинский район). Среди прочего было описание и упомянутого мной выше рудника. Он примечателен тем, что был открыт и позднее разрабатывался как источник меди. Причем, открыл его местный житель во время охоты, проверяя силки и ловушки. Во время этого увлекательного занятия он и нашел вывал «медной зелени» (малахита), который был с примесью «лазури», то бишь азурита. Прихватил он несколько камешков, да показал горному инженеру. Тот живо заинтересовался находкой и снарядил в указанное место небольшую экспедицию. Так было открыто месторождение меди, именуемое в просторечии Фаддейка. Охотнику, нашедшему медную руду, было презентовано из казны некое количество денег. И началась отработка объекта шахтой. При этом, верхние горизонты содержали большое количество малахита и азурита. Ну а далее пошла сульфидная минерализация, представленная в основном халькопиритом. Месторождение было отработано через несколько лет и заброшено. Уже во времена СССР в том районе проводились геологоразведочные работы с разбивкой канав и прохождением нескольких разведочных штолен. Запасы оказались не промышленного масштаба, в результате чего объект был исключен из списка перспективных. Кстати, во время проходки штольни был найден штуф красивого насыщенного цвета аметиста, хранящийся ныне в одном из музеев. Находка сего минерала была приурочена к кварцевой жиле, секущей рудное тело.

Одним словом, было решено посетить те места и попытаться найти старую копь. Кроме словесной привязки типа «междуречье рек Сона и Колос, на краю болота, недалеко от бобровой плотины», да старой схемы, имевшей точность «плюс-минус локоть по карте», в нашем распоряжении было только сильное желание найти сие место. И в пятницу мы выехали из пункта сбора в Сосново, забрав по пути нашего приятеля Сергея, который проживал и проживает до сих пор в Сортавале.

Дороги южной Карелии уже в то время радовали своим качеством

 

 

Ну а сейчас там открыли еще целый ряд участков и целых магистралей, которым могут позавидовать и крупные мегаполисы.

Асфальт сменился грунтовой дорогой, когда мы свернули с шоссе  к Тулмозерским рудникам. Ну а далее  эта грунтовка превратилась в целую сеть дорог, по которым огромные лесовозы вывозили лес. Изрядно поплутав по лабиринту этих лесовозных путей, в конечном итоге мы добрались до урочища Сона. Это место, где ранее находилась деревня. Ныне это пустое поле, которое впечатлило своим разнотравьем и очень густой растительностью, по которой пешком, кажется, просто нереально передвигаться, так как ноги вязнут в траве. Самым «приятным» сюрпризом было обилие медвежьих следов и медвежьего помета, внешне напоминавшем брусничное варенье, так как косолапые от души кормились в это время брусникой, которая в изобилии произрастает в этих местах.

 

 

 

 

 

 

От Соны примерно в 1,5 км расположено озеро Маккозенъярви (Макоаламби), на берегу которого было принято решение разбить лагерь. Эти 1,5 км на машине были преодолены не без приключений. Наверное, мало какая машина способна была преодолеть такое бездорожье… Не зря мой приятель в свое время купил видавший жизнь, но до сих пор надежный УАЗ «Буханка». Не машина – вездеход!

В конечном итоге наши старания были с лихвой вознаграждены красивым видом на озеро с места стоянки.

 

 

 

 

 

Заготовка дров, разведение костра, ужин, байки у костра, построение планов на завтра и наконец отбой во вместительном отсеке машины, где мы втроем разместились на ночь. Ночью к нам пожаловали гости, которые перевернули оставленную на улице посуду, раскидав попутно некоторые вещи, которые мы оставили на улице. Так вот развлекается в темное время суток медвежья братия, которую ничуть не смутило присутствие машины и храпящих в ней трёх мужчин.

Ну а утром завтрак, сборы и в путь.

Первая преграда нас ожидала на реке. Добротный когда-то мост был сожжён. Альтернатива переходить быструю и не мелкую речку вброд по пояс в холодной воде, да еще по скользким камням, энтузиазма у присутствовавших не вызвала. В итоге - потерянный час на сооружение перехода из деревьев.

И началось наше плутание по бесконечным старым вырубкам, да паутине старых и не очень старых дорог и тропок… Впрочем, передвигаться по такому лесу было в удовольствие. Запах хвои и багульника, прекрасная погода, щедро приправленные азартом поиска, придавали сил.

 

 

Правда, обилие боровых белых несколько «омрачало» настроение. Ну как со спокойной душой можно всё это оставить и не взять? Приходилось стиснуть зубы и убеждать себя, что не за грибами мы сюда приехали. Да и как их довезешь то до города?

 

 

 

 

Это Серёге хорошо. Он в Сортавале живет. Он то и набрал грибы на обратном пути, успешно довезя их потом до дома.

Забегая вперед скажу, что сам рудник мы так и не нашли. Уже потом, сравнивая точки, проставленные Романом на навигаторе во время нашего передвижения, с местом фактического нахождения объекта (буквально через несколько недель после похода я нашел относительно точное место расположения рудника по присланным моим знакомым материалам), мы с долей разочарования поняли, что ходили буквально в считанных десятках метров от него! Впрочем, это и не удивительно. Разведочные канавы уже советского периода доразведки пересекались со старыми добычными канавами. Обилие шурфов и ям, наложение новых отвалов на старые, а главное – густая растительность того места, не дававшая обзора. Все это сильно усложняло поиск объекта, точное местонахождение которого, к тому же, нам не было известно. Попадавшийся местами халькопирит и примазки азурита говорили о том, что медь здесь есть. Но не более. Зато гематита тут было сколько душе угодно. Дело в том, что весь этот район – это ни что иное, как знаменитые Тулмозерские гематитовые копи, приуроченные к тулмозерской доломитовой свите. Сам гематит тут образует сложную систему жил, имеющих порой значительную мощность.

Однако, приходилось быть начеку, так как опасность могла подстерегать буквально за каждым кустом в виде открытых стволов старых затопленных шахт, падение в которые могло завершиться трагически

 

 

Встречаются тут и старые строения. Например, местами в густых ельниках можно встретить большие, уже поросшие мхом, кучи древесного угля и остатки печей, в которых этот самый древесный уголь готовился (выжигался). Далее его, по всей видимости, использовали для выплавки. Встретилось нам и это интересное строение с двойной стеной. Внешняя стена отделена от внутренней расстоянием чуть более метра. По краям сохранились элементы деревянной конструкции. В центре мы откопали старое кострище, выложенное камнями (а может и остатки печки каменной), а также старую проржавевшую кирку. Скорее всего, это остатки жилища, в котором жили рудокопы. Но не понятно назначение двойной стены.

 

 

Вдоволь полазав по интересным местам и затарившись гематитом, мы двинулись обратно. По дороге заскочили и в старинные гематитовые штольни Рогосельги. На фото – вид внутри штольни. Красное – это массивный гематит.

 

 

 

К слову, во время поиска Фаддейки наткнулись на старый рудный склад. Он представлял из себя отдельные кучи, сложенные рудой. Высота куч была примерно 1,5 метра. Интересно, что руда была рассортирована. В одних кучах можно было найти так называемую «железную слюдку», в других массивный мелкозернистый гематит. Кучи, конечно же, прочно заросли мхом и приходилось снимать слой дерна, чтобы добраться до самой руды.

«Железная слюдка»

 

 

Типичная ассоциация: гематит, кристаллический кварц и розовый доломит

 

 

Очень интересные места, дышащие историей горного дела!

Материалы по истории Тулмозерских рудников и самого Тулмозерского завода можно отыскать в интернете. Кстати, добраться до штолен Рогосельги и их отвалов не сложно и доступно даже на обычной легковой машине, так как расположены они прямо у грунтовой дороги. Тут можно найти гематит самых разных видов. А если повезет, то и щеточки кварца, окрашенные гематитом в яркий красный цвет. А вот кто захочет попытать счастья на старых копях и шахтах междуречья Соны и Колоса, то тут уж без внедорожника и начального походного опыта никуда.

 

 

АЛЕКСЕЙ КЛЕПИКОВ, ноябрь 2018


Другие статьи