"Медленно улитка ползет,
По склону горы Фудзияма.
Вверх до самых высот".

Басё

 

У тех, кто прочел до конца статью «Крымские диаманты», не может быть сомнений в направлении нашего следующего маршрута. Конечно же, гора Шелудивая и ее кварц! Утром 9 сентября наша экспедиция в полном составе отправилась на поиски крымских диамантов. Погода была прекрасная, и все мы были полны радостных надежд. По дороге переживали, что багажник небольшой, и все находки, наверное, не уместятся. К тому же как будет ехать груженая машина по горным дорогам? Обсуждали возможности нашего инструмента. Оказалось, что у всех существует еще одна проблема: где в квартире размещать огромные друзы горного хрусталя и понравится ли это домашним? Полные надежд и готовые к поискам и находкам, мы очень скоро оказались у подножья легендарной горы.

 

 

Шелудивая – очень точное название. Гора сложена знаменитым таврическим флишем - чередующимися песчаниками и аргиллитами. Эти породы слагают всё южное побережье Крыма, а также значительную часть горного Крыма. Аргиллиты тёмно-серые, иногда почти чёрные, при выветривании рассыпаются, давая мелкую пластинчатую осыпь. Песчаники образуют прослои толщиной от нескольких сантиметров до 1 метра.

 

 

Преобладают серо-коричневые очень плотные кварцевые мелкозернистые песчаники. Склоны, покрытые аргиллитовым щебнем, голые, т.к никакой почвы на них нет и растениям не на чем укрепиться. Изредка закрепится  какая-нибудь колючка, да и то непрочно. Дотронешься до нее, и она катится вниз вместе с большим участком склона. Кое-где на ровных участках появилась почва, и там высажены сосновые посадки. Отсюда и название Шелудивая – вся гора в проплешинах темно-серого флиша. Все же интересное это явление – флиш. Что должно было происходить в природе, чтобы он образовался? Аргиллит – это древний ил, а песчаник был когда-то песком. Как получилось, что на большой территории накапливался ил, потом песок, потом опять ил, и эта смена происходила множество раз? Но еще более загадочно то, что окружающие горы выглядят совсем по-другому: это обычные крымские известняковые горы, поросшие лесом, кое-где сквозь зелень видны ослепительно белые обнажения всем знакомого известняка. Как говорится, вопросы остаются...

 

Полюбовавшись общим видом горы, мы ринулись на ее штурм. Сергей через несколько минут оказался на вершине, все остальные рассредоточились по оврагам и тальвегам, медленно продвигаясь по склонам. Больше всего нас удивило то, что никаких друз и щеток мы не находили. Выступающие слои песчаников изрезаны многочисленными горизонтальными и вертикальными трещинами, и трещины эти покрыты корочками мельчайшего кварца. На солнце все это сверкает и выглядит очень нарядно. Но в тени вся красота пропадает, и остается мрачный серо-коричневый камень. Кроме того, все поверхности выветрелые, рассыпаются прямо в руках.
Что мы только ни делали: копали траншеи, разбирали по слоям останцы песчаника, углублялись в склон на метр и более – результата не было. Лучшая наша находка – найденный Женей кристалл странной формы.

 

 

Мы сделали вывод, что  находки крупных неповрежденных кристаллов кварца в этом районе единичны. Тем интересней было бы их увидеть.  У подножья горы в глинах встречаются и такие интересные образования. Что это и как их правильно назвать?

 


Единственный неоспоримый вывод из этой поездки: проблема с размещением огромных друз пока неактуальна. Сама поездка оказалась познавательной и полезной, т.к. мы увидели и почувствовали на себе что такое флиш. Хотелось бы побольше узнать о его происхождении и вообще происхождении Крымских гор. И, конечно же, опять вопросы по Таврической серии. Интересно, есть ли породы Таврической серии за пределами Крыма?  Могут ли в настоящее время возникнуть новые названия серий? Кто утверждает эти названия? Кто решает, что те или иные толщи пород достойны называться сериями? Мы будем признательны, если кто-то покажет свои находки с горы Шелудивой, горы, к которой мы обязательно вернемся.

15 сентября 2012 года


Другие статьи