Человек с бульвара Кацивели.

Дилемма: «Есть ли агаты на Хыре?», «Нет ли агатов на Хыре?» несколько месяцев держала в напряжении сообщество крымских рудознатцев. В связи с этим немного предыстории. Многочисленные поездки в этот район не увенчались какими бы то ни было значительными открытиями и находками. Бесконечное прочесывание виноградников, расспросы с пристрастием местных жителей, неоднократные штурмы вершины имели своими результатами лишь кальцит-антраконитовые и кварц-кальцитовые  жилы и  мелкий пирит. С надеждой и сочувствием следила за нашими усилиями минералогическая общественность, нам помогали советами, поднимали старые геологические отчеты и другую литературу, но все тщетно. Ничего подобного старым находкам найдено не было. Несколько месяцев назад интригу в эти поиски добавил новый участник форума Дмитрий Домнин. Его фотографии агатов с этой горы буквально взорвали интернет. Удивительны были и великолепного качества фотографии, и сами агаты, пусть и небольшие по размерам, но необычайно эстетичные и разнообразные. Позволю себе привести цитату из письма специалиста по крымской минералогии Александра Тищенко:

«Нигде в литературе или в коллекциях агатов Хыра я не видел. А ведь в 1970-1980 гг. были поисковые работы на цветной камень в Крыму по всем вулканическим массивам, однако в отчетах Хыр не упоминался. Но в отчетах не упоминались и агаты долины Бодрака (мелкие, но все-таки могли бы описать и дать отрицательный результат в смысле перспектив…), агаты плиоцен-четвертичных галечников. Так что и отчеты - не «Библия», могли быть и пропуски. Более того, в качестве самоцветного сырья всегда рассматривались агаты Карадага и Кизиловки. Но как мимо могли пройти коллекционеры-агатисты Крыма? В советское время в Крыму было несколько серьезных агатолюбов, исходивших Крым вдоль и поперек. В отчетах Супрычева по цветному камню Крыма также нет упоминаний об агатах Хыра М.б. в 1970-80 гг. там вояки не давали пройти или заповедник? Вообщем, причины отсутствия агатов Хыра в известных мне коллекциях мне были не совсем понятны. Но наличие халцедона в жилах кальцита позволяли мне надеяться, что вы рано или поздно агаты Хыра найдете. Вероятно, они там развиты не по всей туфо-лавовой толще, а только в лавовых толщах, в пустотах и миндалинах. Так вот и получилось, судя по вашим находкам».

Теперь для нас уже стало делом чести найти что-то подобное, и даже лучше. Но чуда не случилось. Что мы только ни делали: буквально на коленях прочесывали виноградники, колотили все камни на дорогах, изучали все обнажения, избороздили вдоль и поперек весь этот небольшой участок – агата не было. Оставалось только ждать первооткрывателя Дмитрия, и мы его дождались. В январе Дмитрий прибыл из Москвы на родину, в свой любимый поселок Кацивели. Юрист по профессии и поэт в душе, Дмитрий, как и многие крымчане, живет и работает в Москве, но сердце его не покидает Крым. Все отпуска, праздники и перерывы в работе он проводит в Крыму, прекрасно его изучил и запечатлел. С развитием техники качественных крымских фотопейзажей появилось великое множество. Но за яркостью красок и внешней красивостью очень редко можно уловить настроение, мысли и эмоции автора, то, во имя чего и создаются пейзажи. Позволю себе с разрешения автора привести несколько фотографий Дмитрия, и, надеюсь, Читатель поймет что я имею в виду. (Думаю, фотографии Дмитрия нет надобности особо отмечать, и без комментариев видна разница между моими кадрами и работами Мастера).

 

 

 

 

 

 

 

Но вернемся к заколдованной горе Хыр. Ранним январским утром собрались мы у ее подножья. Дмитрий, Хозяин Хыра, уже ждал нас на знакомом до боли винограднике с увесистой авоськой находок. Находки эти не произвели особого впечатления, но, по словам знатока, при распиловке из 10 в одном может оказаться искомый агат.

 

 

 

Побродив немного по винограднику, мы все же решили искать коренное месторождение. Путь наш лежал по тропинке вдоль склона горы. По мере подъема в гору стали встречаться снежные участки. Но снег усиленно таял, и вдоль тропинки вертелся, шнырял, журчал, звенел и пенился около каждого камня или упавшей ветки быстрый ручеек, тихонько напевая, разговаривая сам с собой, и неся по каменистому дну прозрачную талую воду. Вот в этом ручейке и были найдены первые агаты, поросшие зеленым мхом, мелкие, заметные лишь при внимательном рассмотрении.

 

 

Заветная авоська нашего проводника пополнилась. Теперь мы резко изменили маршрут и углубились в дубовый лес на крутом склоне. Никогда бы мне не пришло в голову искать агаты на этом склоне, под 30-сантиметровым слоем листвы.

 

 

Но Дмитрий уверенно ворошил листву, выкатывал на свет совершенно черные от мха булыжники и колотил без сожаления некоторые из них. И что самое удивительное – внутри иногда оказывались небольшие полости, заполненные кальцитом, кварцем, а изредка и агатом. На этом склоне встречаются и большие останцы,  в зазубринах и трещинах, с пятнами ржавых лишаев по бокам. Их также надо внимательно изучать, чтобы не пропустить агатовые миндалины.

 

 

Время пролетело незаметно, вот и короткий зимний день стал клониться к закату, солнце неожиданно скрылось в клубах густого тумана.

 

 

Скажу сразу: коренных выходов мы в этот раз не обнаружили, но каждый из участников экспедиции нашел свой заветный камень. На всем маршруте мы не встретили ни души, кроме группы экстремалов-мотоциклистов. Еще утром промчавшись вверх на огромной скорости, они не торопились возвращаться. Наверное, взяли штурмом перевал на своих вездеходах. Летом здесь другая картина, много  грибников и просто отдыхающих. Но не уверена, что много найдется любителей вроде нас, готовых ради сантиметрового агата перевернуть горы камней, отбить руки, устать до изнеможения, измазаться по уши в грязи, но при этом строить планы по дальнейшим поискам. Из альбома Дмитрия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточно давно не пополнялся кадровый состав нашей группы. Поэтому главным итогом январской поездки для нас стало знакомство с Димой, который без сомнения еще не раз примет участие в поездках. А по поводу того, что агаты явно не дотягивают до бразильских, скажу: наш родной крымский камень дороже нам любых заморских алмазов.

Вспомним Марину Цветаеву:

 

«Не стыдись, страна Россия!
Ангелы — всегда босые...»


Другие статьи