Главная  /  Статьи  /  

Невероятные приключения севастопольцев на горе Хыр.

              Невероятные приключения севастопольцев на горе Хыр.

Странно, как много думает человек, когда он в пути. И как мало, когда возвратился.

Эрих Мария Ремарк.

 

«Над долиной возвышаются три вершины: Пиляки, Верблюд и Хыр. В месте их сочленения была обнаружена одна из немногих в Крыму стоянка древнего человека эпохи неолита. Гора Пиляки  - потухший вулкан среднеюрского периода. Она занимает площадь в 4 квадратных километра и уступает в Крыму лишь Кара-Дагу, значительно превосходя последний по высоте, достигающей 1055 метров над уровнем моря. В этом горном массиве распространены вулканические туфы и спилитовые брекчии, выветривание которых образовало во многих местах причудливые образования. Вершина горы сложена мощными пластами вулканического туфа. Она соединяется с Ай-Петринской яйлой. Отдельные обнажения вулканических пород Пиляков, достигающие толщины в 350 метров, наглядно демонстрируют геологическую историю горного Крыма»

 

 

- эти слова, как под копирку растиражированы во всех путеводителях и справочниках, на всех курортных и туристических ресурсах. Нигде ни слова больше, лишь Александр Тищенко добавил конкретики в это описание:

«Леменский вулканогенный комплекс - комплекс среднеюрских (байосс) вулканогенных образований (туфы, лавы, вулканогенно-осадочные породы), который слагает сильно залесенный скалистый массив гор Хыр и Пиляки (западнее пгт Голубой Залив, до 1945 г. – Лимена или Лимены). На западе, по зоне разлома, вулканогенные породы контактируют с флишем таврической серии (верхний триас – нижняя юра), на севере и востоке вулканиты перекрыты верхнеюрскими известня-ками яйлы. Породы вулканогенного комплекса расчленяются на две толщи – нижнюю (переслаивание преимущественно потоков спилитовых и кератоспилитовых лав с пачками разнообразных туфов и туфобрекчий) и верхнюю (переслаивание песчаников, аргиллитов, туфопесчаников, туфов. туфо-конгломератов, мергелистых известняков). Породы вулканического комплекса перекрываются аргиллитами и алевролитами с фауной аммонитов батского яруса.На г. Хыр, в южной части, имеется две давно заброшенные каменоломни. К Леменскому вулканическому комплексу приурочено Оползневское полиметаллическое проявление. Оно связано с дайкообразной интрузией диоритовых порфиритов мощностью до 50.0 м, прослеженной по простиранию в субширотном направлении на 500 – 550 м и падающей к северу под углом 70-750. Двумя разрывами северо-западного простирания массив разбит на три блока. Вме-щающими породами являются сильно перемятые аргиллиты таврической серии. В дислоцированных вмещающих породах и измененных (окварцевание, карбонатизация, хлоритизация, пропилитизация) диоритовых порфиритах развиты кальцитовые и кварц-кальцитовые прожилки с гнездовой и рассеянной вкрапленностью пирита, халькопирита, сфалерита».

Такое многообещающее описание не могло оставить нас равнодушными. Воображение рисовало обнажения вулканических пород, усеянные огромными пустотами с редкими минералами, агаты, золото, сульфиды невероятной красоты. Интерес подогревали и циркулирующие в околоминеральной среде слухи о найденных в тех краях морионах и  хризоколле. Правда, иногда все же всплывал вопрос: «Почему же мы ничего такого не обнаружили в прошлом году?», но сомнения эти мы сразу же пытались заглушить простыми выводами: «Значит, плохо искали». Итак, в воскресенье 9 ноября наша экспедиция во всеоружии надежд и мечтаний отправилась на штурм Леменского вулканогенного комплекса, благо, находится он недалеко от Севастополя. Это был один из тех редких дней поздней осени, которые иногда дарит природа, необъяснимо щедрая именно к нашему крошечному полуострову. Все вокруг, и растения, и животные, и люди как бы встрепенулись, откинули повседневные заботы и наслаждались по-настоящему летним, но без изнуряющей жары, солнечным днем. Очень быстро мы оказались у подножья могучего Хыра. Гора эта представляет собой плавный в несколько километров подъем от шоссе к яйле, покрытый довольно высокими сосновыми посадками.

 

Вдоль горы идет дорога, проходимая для мотоциклов и внедорожников. В прошлом году мы уже поднимались по этой дороге, но вся эта территория настолько задернована, что никаких пород, ни вулканических, никаких других мы тогда не нашли. В этот раз я все же прошлась немного по сосновому лесу, но вскоре убедилась в полной бесперспективности моих исканий. Лишь маленькая хозяйка своего большого дома порадовала меня, с иронией взглянув на такой ненужный в этом царстве иголок и шишек молоток.

 

 

Пришлось возвращаться к винограднику. Единственные свободные участки почвы в этих местах – виноградники и посадки лука.

 

 

 

Урожай давно убран, лишь на кустах винограда изредка встречаются несобранные гроздья, превратившиеся на солнце во вкуснейший изюм. Если присмотреться, то жизнь здесь тоже кипит. Вот это чудо энтомологии замерло, уставившись на огромное существо, поедющее изюм, как бы говоря осуждающе: «Нас лишают десерта».

 

 

Остальные члены экспедиции уже дружно работали молотками на этом винограднике, заготавливая антраконит. Обломки антраконитовых жил в изобилии разбросаны по всему винограднику. Материал этот очень красив в полировке, идет на различные поделки.

 

 

Здесь же встречаются и кристаллы кварца, довольно большие для Крыма, но безнадежно потрескавшиеся. Нередко попадаются и обломки вулканической породы, похожие на соты из-за обилия полостей. Чаще всего эти полости пустые, но иногда заполнены халцедоном. Встречаются и миндалины, заполненные кварцем.

 

 

 

 

 

 

 

И все же это было явно не то, на что мы рассчитывали. Все эти находки несут на себе следы своей непростой судьбы. И в этот раз Леменский массив не раскрыл нам свои тайны, разве что намекнул на них в очередной раз.

Загрузив багажник антраконитом, мы решили спуститься к морю у поселка Голубой Залив. Путь наш пролегал между морем и горой Кошка. Ее облик хорошо известен всем по фотографиям с востока, но и с запада она не потеряла свои кошачьи очертания.

 

 

Строения на Южном берегу располагаются вдоль дороги с немыслимой плотностью, каждый сантиметр должен быть использован и приносить прибыль. Берег в этом месте состоит из довольно больших глыб аргиллитов, но прожилков кварца в них уже практически не встретишь. Изредка среди этих глыб встречаются и светлые известняки, которые и порадовали нас довольно эстетичным кальцитом.

 

 

Поднялся ветер, на море сразу появились барашки, усилился прибой.

 

В прогулке по пляжу нас сопровождал почетный эскорт отчаянных южнобережных котов. Один из них, совершенно бандитского вида, оказал особую честь, проводив до машины.

Так окончился этот день, но ощущение недосказанности и неоконченности истории осталось.

 

 

 


Другие статьи